Жемчужина Рязани

Жемчужина Рязани
Жемчужина Рязани
Фото: rv-ryazan.ru
Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Евгения Попова сегодня отмечает 70-летие

Осенью 1932  года в селе Большая Журавинка Ряжского района был создан самодеятельный колхозный хор. Его основательницей и первым руководителем была Ирина Ивановна Косилкина  – музыкант-самоучка. Девушки приходили к ней в свободное время на вечерние посиделки; пели песни, вязали, общались. Они пели настолько хорошо, что практически на всех смотрах художественной самодеятельности коллектив занимал первые места. 27 октября 1946  года хору был присвоен статус «государственный». Эта дата считается днем рождения прославленного коллектива.

Заслуженная артистка России Валентина Батайкина пришла работать в Рязанский народный хор в начале 70-х годов, и сегодня она поделилась с нами своими воспоминаниями о жизни коллектива.

***

– На протяжении многих лет коллективом руководила Ирина Ивановна Косилкина. В какой-то момент она поняла, что ее навыков и мастерства недостаточно, хор творчески не развивается. Поэтому она обратилась с просьбой к руководству области  – прислать профессионала. И в 1950  году хор возглавил выпускник Московской консерватории Евгений Григорьевич Попов. О коллективе он узнал из газеты, в которой была размещена статья о «беспризорном хоре». Заметка его очень зацепила. Ирина Косилкина взрастила коллектив как своего «ребенка» и передала в надежные руки Евгения Григорьевича, но при этом всячески продолжала помогать хору: собирала новые произведения (частушки, протяжные песни), подбирала звонкоголосых певцов и вносила лепту в создание костюмов.

***

– Раньше я работала на заводе электронных приборов. У нас была активно развита художественная самодеятельность. Виктор и Роза Стадничук в 1972  году начали создавать на предприятии песенный народный коллектив. Первоначально в его составе было 12 девушек. Самым сложным, как нам тогда казалось, было придумать название хора. В итоге мы остановились на «Рязаночке».

Однажды в ЦПКиО проходил смотр художественной самодеятельности. Евгений Григорьевич Попов искал голоса  – в хоре была текучка кадров: кто-то по семейным обстоятельствам не мог выступать, кто-то уехал в другой город. На смотре Попов и услышал меня. Пригласил к себе на прослушивание и потом уже взял в коллектив. Вот так и осуществилась моя заветная мечта  – профессио­нально выступать на большой сцене.

В хоре я пела на протяжении сорока лет. Когда впервые пришла в коллектив, меня попросили исполнить песню «Называют меня некрасивою». А мне это произведение не нравилось. Исполнила другое произведение, Евгений Григорьевич посоветовался и сказал, что «пойдет в качестве ведущей». Я, конечно, подумала, что сразу буду ведущей солисткой, но оказалось, мне предстояло для начала вести программу концертов. Это был нелегкий труд.

***

– Евгений Григорьевич сам писал музыкальные партии для хора. Первым его произведением стала песня «Береза» на стихи Сергея Есенина. Как всегда говорил Попов, «мы берем у народа, обрабатываем и возвращаем в народ». Песня «Береза»  – это, можно сказать, ретро, ни одного нашего концерта не обходится без нее. Возможно, потому что ее создавали два «гиганта», она до такой степени завораживает.

Песня «Над окошком месяц»  – стала «визитной карточкой» хора. Она звучит на всех концертах, когда-то использовалась в качестве музыкальной заставки рязанского телеканала. Поэтому это произведение со временем стало восприниматься не как авторское, а как народное.

Во время исполнения песен особую роль играет мимика. Главное освещение на сцене должно быть направлено на лица участников хора. Все основные мелодические приемы, эмоции, чувства, переживания должны отражаться на лицах артистов. Евгений Попов говорил, что исполнение произведения  – своеобразная нить белого цвета, которую ты пропускаешь через свое сердце и достаешь уже красной, только тогда зритель поверит тебе и проникнется душой.

***

– За годы существования коллектива через него прошло более тысячи человек. Но костяк хора был сформирован, люди работали и по 25, и по 35 лет. Танцоры, как правило, после 20 лет, проведенных на сцене, уходили, все-таки физическая нагрузка сказывалась на здоровье.

Мы много где выступали за границей, а уж в пределах нашей страны  – тем более: можно взять карту, закрыть глаза, ткнуть пальцем в любую точку и сказать: «Мы там были». Запоминающийся концерт был в Канаде, в 1989  году там проходил фольклорный фестиваль. Когда мы вышли на сцену и представили номер «Барыня», публика была в неописуемом восторге. Тогда мы получили специальный приз «За сохранение фольклорных произведений и нашей культуры». Помню, на концерте во Франции только прозвучала первая строчка из песни «Над окошком месяц», зрители сразу стали аплодировать и подпевать нам. Все-таки народную песню понимают практически все.

Милена Лаврухина

Статья опубликована в номере 200 (5241) от 27 октября 2016
 
По теме
7 АПРЕЛЯ в 15:00 солистка Рязанского музыкального театра Алёна Силивестрова приглашает послушать любимую классику в кругу друзей.
XZHiEBmMhcU - Рязанские ведомости Как сообщает УМВД России по области, вчера примерно в 13:45 в Рязани у дома №66 по улице Первомайский проспект во время движения в автобусе упала 65-летняя женщина.
Рязанские ведомости
c3890d18-0f07-4aae-8a1f-73ac6e270ef0 - Рязанские ведомости Об этом сообщил глава региона Павел Малков на своей странице в соцсети. «Продолжаем работу по обновлению городского транспорта.
Рязанские ведомости
В соответствии с планом основных организационных мероприятий на 2024 год в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области 28 марта 2024 года состоялся семинар на тему «Актуальные вопросы инфекционных и паразитарных заболеваний».
Роспотребнадзор
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Стихотерапия расставания: как отпустить прошлое - ЦБС города Рязани 28 марта в библиотеке-филиале № 15 МБУК «ЦБС г. Рязани» состоялись поэтические посиделки «Стихотерапия расставания: как отпустить прошлое» (в рамках проекта «Арт-терапия в каждый дом»).
ЦБС города Рязани