Чуть больше года назад в одной из социальных сетей я впервые наткнулась на удивительные снимки с видами Рязани. На них давно знакомые улицы смотрелись необычно, как-то по-другому. Фото, в которых можно было узнать почерк одного автора, стали появляться регулярно. Оказалось, что это работы молодого и, безусловно, творческого и талантливого человека – Александра Синицына. Занимается он не только фотографией, но и скульптурой, и дизайном интерьеров. А еще увлекается велотуризмом.
По ступенькам
Александр говорит, что основная деятельность, занимающая у него большую часть времени сегодня, – это скульптура. Специального образования у молодого человека нет. Учился всему на практике, а начинал буквально с того, что как подсобный рабочий мешал бетон.
Мама Александра, Кристина Дьяконова, – скульптор. Она-то и разожгла в сыне с раннего детства интерес к этому виду искусства, много рассказывала, по возможности брала в мастерскую и на различные выставки.
Когда Александру только исполнилось четырнадцать лет, Кристина почти на все летние каникулы взяла его с собой в командировку в Курск. «Она тогда сотрудничала с одним ресторанным холдингом, занималась дизайном интерьеров, – вспоминает Александр. – В Курске я тоже участвовал в оформлении ресторана. Хотя руководила нашей командой, состоящей из десяти человек, мама, она не делала мне никаких поблажек. Ей хотелось, чтобы я самостоятельно прошел все ступеньки роста».
По словам Александра, прежде чем у него начало хоть что-то мало-мальски получаться, приходилось много работать и осваивать новое. Это было интересно, но весьма сложно. Временами, конечно, наваливалась усталость. Порой хотелось все взять и бросить, но творческое начало и целеустремленность неизменно одерживали верх.
После окончания одиннадцатого класса Александр решил кардинально изменить свою жизнь. Родные препятствовать не стали. Вчерашний рязанский школьник начал с переезда в Одессу. Он поступил там в морской университет на отделение морской таможни.
«Этот город сам по себе меня вдохновлял на творчество, – признается мой собеседник. – Мог часами рассматривать фасады зданий, украшенных лепниной. Тем более что таких в Одессе много».
Именно там у Александра началась серьезная практика, связанная со скульптурой. Вместе с мамой, которая тоже в скором времени переехала туда, они открыли студию дизайна, занимались творчеством, реставрацией зданий, изготовлением скульптурных композиций на заказ.
«В скульптуре больше всего привлекает то, что связано с историей, – делится Александр. – Мне кажется, что скульптура дает возможность наполнить пространство деталями, которые привязывают человека духовно и эмоционально к определенному месту, дому, улице, городу».
Все взаимосвязано
Увлечение фотографией у Александра серьезно начало развиваться опять же благодаря скульптуре. «Одно вытекает из другого, – считает он. – Прежде чем приступить к реставрации здания, фотографировал его. Искал архивные снимки и сравнивал их с современными». Постепенно Александру понравилось не просто снимать, а искать интересные ракурсы, так, чтобы незаметные на первый взгляд детали заиграли. «Можно ведь сфотографировать одно здание, скажем, с пяти разных ракурсов в разное время суток и года, и результат окажется не только разным, но где-то даже неожиданным и поразительным».
На творческий подход Александра в плане фотографии большое влияние оказал его дедушка, Юрий Михайлович Дьяконов. Он более тридцати лет работал собкором ТАСС в Рязанской области, часто ездил и по соседним областям – Тульской, Тамбовской, Липецкой, бывал в Республике Мордовия. Юрий Михайлович был в числе фотокорреспондентов, которые снимали Московскую Олимпиаду 1980 года. Он и сейчас продолжает фотографировать, но уже больше для себя – запечатлевает город и делает зарисовки.
«Еще когда я был подростком, дедушка много рассказывал о принципах фотографии, фототехнике, – говорит Александр. – Уже тогда мне это все нравилось, поэтому слушал с удовольствием. Мне до сих пор нравится смотреть архив деда. У него много дерзких, особенно для того времени, работ».
Задумок у самого Александра – множество. «В фотографии хочется показать не только населенный пункт, но и человека в нем, – рассказывает он. – Для этого можно использовать нестандартные места для съемки или костюмы».
В прошлом году Александр увлеченно фотографировал Рязань, его привлекала городская жизнь. А теперь все чаще старается выбираться в область. По его словам, особенно запомнился высокий деревянный храм в селе Китово Касимовского района, а в Пителинском районе понравилось село Пет.
Впечатления для новых работ
Так уж сложилось, что Александру повезло с близкими людьми. От каждого из них он что-то перенял. К примеру, от отца Николая Синицына – одного из тех, кто стоял у истоков рязанского велотуризма, – унаследовал любовь к путешествиям и спорту.
В прошлом году они вместе побывали в велопоходе по Рязанской области. «Именно тогда я для себя открыл заново наши красивейшие и богатые с исторической точки зрения края», – признается Александр. Впечатления, привезенные из того велопохода, вдохновили на новые работы и в скульптуре, и в фотографии, сподвигли на изучение краеведения.
В ближайшее время Синицыны планируют отправиться в велопутешествие по Крыму. Этот поход обещает быть более длительным и сложным, чем прошлогодний, но отец и сын уверены, что он стоит того.
***
После возвращения в Рязань Александр продолжает дело, которое начал со своей мамой в Одессе. Развивает студию дизайна. «В Рязани придумываю ту или иную модель, отрисовываю ее, а формовкой и отливкой занимаюсь в мастерской, которая находится за городом», – говорит он.
Без дела молодой человек не сидит, осваивает новые техники. Недавно вот начал заниматься фьюзингом – художественной плавкой оргстекла. Александру особенно нравится делать различные детали интерьера. Недавно он создал оригинальное бра – осьминога, держащего в щупальцах лампочки. Среди его последних работ – фонтаны и садовая мебель.
«Если говорить о планах, то хотелось бы поучаствовать в оформлении какого-нибудь рязанского парка или сквера, – отмечает Александр. – Сделать так, чтобы скульптурные композиции действительно украсили наш город, подчеркнули его историческое значение и самобытность».
Ольга Драган