Раньше музей-заповедник С. А. Есенина в селе Константиново (Рязанская область) входил в обязательный лист посещений для школьников многих городов, в том числе Москвы. О том, как живет музей сегодня, мы поговорили с его директором Борисом Иогансоном.
— Борис Игоревич, кто сегодня основной посетитель вашего музея?
— Это и рязанцы, и жители других регионов страны — преимущественно европейской части. Бывают иностранные туристы.
Осенью и весной преобладают организованные группы (автобусные туры), в том числе школьники.
Летом наибольший процент — индивидуальные посетители, семьи, туристы с теплоходов, которые останавливаются неподалеку.
— А как вы привлекаете школьников и туристов?
— Наш музей — один из самых известных и посещаемых литературно-мемориальных комплексов. Его прекрасно знают в стране. Но мы все равно постоянно рассылаем информацию о наших мероприятиях по турфирмам. Работаем со школами — наши сотрудники выступают с лекциями в образовательных учреждениях, рассказывают о творчестве Есенина, его детских и юношеских годах…
— Чем еще зазываете посетителей?
— У нас много программ для разных групп посетителей. Мастер- классы, интерактивные, театрализованные программы, подвижные игры. Основной акцент — на быт села Константиново, русскую народную культуру. При этом мы разработали циклы занятий, которые не повторяются. Поэтому если посетитель побывал в нашем музее один раз, ему будет интересно и второй, и третий…
В прошлом году открыли собственную чайную, что решило проблему питания организованных групп и индивидуальных туристов.
— Всегда замечательно, когда в музее есть, где перекусить. Тем более, учитывая, что в ваш музей некоторые посетители добираются полдня…
— Наша чайная вообще особенная. В ней воссоздана обстановка чайных дореволюционной России. Посетителям предлагаются «крестьянские обеды» и «угощение бабушки Тани», куда входят блюда, которые нравились Сергею Есенину и его односельчанам. Готовят наши повара. При этом средний чек на обед невысокий, а соотношение цена-качество, пожалуй, одно из лучших в нашем регионе.
— А как потенциальному посетителю узнать о таких замечательных услугах?
— На сайте музея. У него достаточно высокая посещаемость — свыше 60 тыс. заходов в месяц. Также мы используем все популярные социальные сети. Активно сотрудничаем со СМИ, блогерами, с профильными сайтами, например, «Музеи России», «Русское искусство», «Русские усадьбы», и региональными — «Вездекультура», «Музеи Рязанской области», «Туризм и отдых в Рязанской области».
— Турфирмы привлекаете?
— Да. В Рязани туристы могут получить информацию в нашем представительстве в центре города и в региональном туристическом информационном центре. У нас также заключены договоры с турфирмами Рязани, Москвы, Нижнего Новгорода, Белгорода, Серпухова. Активно сотрудничаем с агентствами Санкт-Петербурга, Твери, Тулы, Владимира, других городов. Стараемся участвовать в туристических выставках, мероприятиях в Москве и Рязани. Проводим выездные выставки в стране и за рубежом — это тоже хорошая реклама.
— Даже за рубежом?
— Да. Совместно с Россотрудничеством недавно мы провели выставки в Баку, Берлине, Варшаве, Бухаресте и Белграде. Этой весной была выставка в Мадриде, сейчас проходит выставка на Кипре, а осенью есенинские раритеты увидят еще в четырех странах Европы. Главный акцент любой выставки — рассказ о поэте, его малой родине — Константинове, о доме Есениных. Мы также включаем в экспозицию издания переводов Есенина на язык страны, где проходит выставка. Где-то переводить его стихи начали еще при жизни. В столице Германии, где Есенин пробыл долгое время, представили прижизненные берлинские издания поэта. В Бухаресте к выставке приурочили конкурс чтецов есенинской поэзии, в котором участвовали румынские школьники и студенты.
— А кто посещает зарубежные выставки?
— Среди посетителей наших зарубежных выставок — и местные жители, интересующиеся русской культурой, и россияне, которые живут за границей.
— Если вы выходите на мировой уровень, наверное, используете в музее модные сейчас интерактивные технологии?
— Большинство экспозиций исторические и не предполагают размещения современных технических средств, кроме дома священника Ивана Яковлевича Смирнова, где демонстрируется тематическое видео.
Много современных технических средств в нашем новом административном здании и фондохранилище, которые мы получили в 2015 году в рамках федеральной целевой программы «Культура России 2012—2018 гг.». Вот они технически хорошо оснащены, в том числе есть современное проекционное оборудование для конференций, семинаров, лекций.
— Судя по вашему сайту, музей активно следит за всем новым в мире музейного дела (информация о конкурсах Фонда Потанина). А сами пытались получить грант?
— Да, мы участники различных программ. Например, от Благотворительного фонда В. Потанина получали средства на проект «Волшебный свет игры» — интерактивное занятие для детей и их родителей и на издание путеводителя «Музейный гид» — его получают посетители музея, которые купили единый билет во все экспозиции.
— Внебюджетную деятельность развиваете?
— Конечно. Без внебюджетных источников дохода музею с большой территорией сложно развиваться. У нас несколько направлений, характерных, наверное, для большинства музеев-заповедников. Выстраиваем ценовую политику в отношении билетов в экспозиции, экскурсионного обслуживания. Продаем сувениры и литературу, продукты питания в нашей чайной. Некоторые мастер-классы и программы у нас платные. При этом на все концерты, выступления вход свободный. Напомню, что посещение музеев для детей до 16 лет бесплатное. Есть много льготных категорий.
— Музей проводит фестивали, лектории? Это опять же к вопросу привлечения посетителей…
— Конечно, у нас много фестивалей, праздников и открытых семинаров с интересными докладами.
Летом каждую субботу проходят концерты на летней эстраде в рамках проекта «Музыкальное лето в Константинове». В сентябре начинается творческий проект «Есенинские дни» — фестивали художников, певцов, чтецов, театральных коллективов. В первом полугодии проводим фестиваль традиционной народной культуры «Красная горка» во время одноименного праздника. Крупных праздников у нас несколько — Масленица, Троица, день рождения музея, Всероссийский праздник поэзии (ко дню рождения Есенина). Также отмечаем памятные даты, государственные праздники, присоединяемся к всероссийским акциям.
— Какие трудности в работе Вы бы выделили?
— Нет гостиницы, не очень хорошо налажено транспортное сообщение. А хотелось бы, чтобы людям было проще к нам приехать, чтобы они могли переночевать или пожить несколько дней. Ведь не просто посмотреть музей за три-четыре часа, чтобы проникнуться атмосферой есенинских мест.
— Каким Вы представляете музей, скажем, через 5–10 лет?
— Культурным центром не только всероссийского, но и международного значения. Масштаб Есенина становится все значимей со временем, интерес к его творчеству возрастает не только у нас в стране, но и в мире. Поэтому я вижу будущее музея в развитии научных, культурных, творческих связей. На научные конференции и симпозиумы к нам приезжают из Европы, Австралии, Индии и Китая… В прошлом году мы вместе с РГУ имени Есенина открыли Есенинский центр в Чанчуньском университете Китая, развиваем научные связи с донецкими музеями и учебными заведениями.
Очень надеюсь, что гости через несколько лет увидят уже полностью восстановленную усадьбу Лидии Ивановны Кашиной — с конюшенным двором, амбаром, баней, прудом, нижним парком и новыми экспозициями.