В ваших интересах

Фото Димитрия Соколова 
и Сергея Ларина
В ваших интересах
Фото: rv-ryazan.ru
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей Фото Димитрия Соколова и Сергея Ларина

Сегодня специалисты в этой сфере дают бесплатные консультации, рассказывают о возможностях, которые открывает закон.

В Рязани уже почти тридцать лет работает ассоциация защиты прав потребителей «Человек», которая стала одной из ведущих правозащитных организаций региона, помогла тысячам рязанцев отстоять их интересы. Как свидетельствует статистика, прежде основное количество жалоб было на торговлю. А в конце 80-х и начале 90-х годов (в особо «темные» времена) казалось, что работы для защитников прав потребителей не будет: дефицит на каждом шагу, люди составляли списки на покупку практически всего: мебели, техники, одежды. Не до жалоб… Да и Закон о защите прав потребителей был принят только в 1992 году.

Со временем характер обращений граждан в ассоциацию стал меняться. На первый план вышла некачественная работа системы ЖКХ. На втором месте прочно обосновались проблемы долевого строительства.

– Доходило порой до откровенно вымогательских схем. Есть пример, когда человека, который купил квартиру в новостройке, обязали заплатить за вывоз мусора на полгода вперед и не отдавали ключи от жилья, пока не заплатит, – говорит председатель Рязанской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – А бывает, что в квартиру пускают, а потом начинают приходить странные счета, в которых есть графы «за домофон», «за утечки на протяженных участках труб» и апофеоз – «за добровольное страхование» непонятно кого и от чего.

Немало жалоб и на действия тех страховых организаций, которые навязывают услугу страхования жизни под предлогом: мол, что если откажетесь, то не получите полис ОСАГО. И такое бывает: страховщики говорят, что бланков нет, но они моментально «найдутся», если клиент подпишется на страховку жизни.

Потребители финансовых услуг тоже права имеют, но и их порой норовят обмануть. Банки завышают процент комиссии, включают дополнительные сборы за страхование и на это начисляют приличные «пени». В этом случае клиенты могут добиться уважения своих прав исключительно в суде с помощью грамотного адвоката.

В банк каждый день ходят не все, не то что по улицам. И тут нас может «подкараулить» злостное нарушение прав потребителей со стороны … местных властей в виде гололеда, который не должен существовать. Каждый квадратный метр общественного пространства закреплен за ответственными лицами. Упасть может каждый, но не каждый знает, что можно отсудить материальную и не менее значимую моральную компенсацию, если случилось это по причине плохой работы служб благоустройства и уборки. Для этого тоже надо знать Закон о защите прав потребителей. В 2012 году в городском парке на Астраханской обледенелый тополь упал на женщину с коляской. Молодая мать получила сотрясение головного мозга, коляска смялась. Ребенок не пострадал только потому, что он упал в снег.

– В этом случае была виновата администрация города. И хотя она пообещала возместить ущерб, но не сделала этого, – рассказывает Олег Попов.  – Тогда юристы нашей ассоциации взялись за дело, довели его до суда и добились компенсации стоимости коляски (а это более двадцати тысяч рублей), а также морального вреда и услуг адвоката.

Ямы на дорогах – источник не только проблем, но и получения компенсаций. В зимний период к ямам добавляются их «коллеги»: сугробы и надолбы. На современных машинах с низким клиренсом бывает сложно проехать. Но мало кто знает: теперь за каждую поломку от удара машины снизу дорожники заплатят, если пострадавший автомобилист обратится в суд.

В работе юристов ассоциации за долгие годы работы накопились и курьезные, но не менее поучительные случаи. Однажды на рынок завезли партию обуви известной немецкой фирмы со всеми документами. Надписи на коробках были соответственно на немецком языке. Народ охотно брал доступные по цене модели. Но через неделю ботинки разваливались. Расследование показало, что крупная надпись на коробке честно сообщала, что обувь предназначена «для холодных ног», то есть для того, чтобы в этих ботинках не ходили, а отходили в мир иной. А вот другой случай. Пожилая пара малообеспеченных пенсионеров решила побаловать себя красной икрой. Купили несколько баночек по доступной цене, и только дома выяснилось, что вместо икры в банках находились красные пластмассовые пульки для пневматических детских пистолетов с соответствующим названием-обманкой.

– Подобные эпизоды позволили даже создать своего рода музей «странных» покупок. Идея была до того свежей, что в Рязань приехала съемочная группа «БиБиСи» и сделала репортаж о «находках» жителей города, которые обращались к нам, – вспоминает Олег Попов.

Правда, было это уже давно. Но рано думать, что с тех времен для потребителей все изменилось только к лучшему. Да, культура обслуживания, качество и ассортимент товаров стали иными. И все же соблазн обмануть потребителя еще встречается. Но и юридическая грамотность населения растет.

Многие хотят уточнить, по закону ли еда из магазина не такая вкусная, какой должна быть, кто виноват в том, что на улице скользко, а в новых квартирах плесень появляется раньше жильцов. Ответы народ получает, тщательно прочитав Закон о защите прав потребителей, а потом и в суде, вместе с решением о выплате компенсации за неудобства, а порой и за испытанные страдания (это официальный термин). По большинству таких исков государственная судебная пошлина не взимается, а в случае выигрыша дела ответчик оплачивает затраты на адвоката для истца. Ваши права защищает закон. Нужно только знать его.

Михаил Скрипников

Ещё новости о событии:

О ситуации по холере в Йемене   По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека эпидемиологическая ситуация по холере в Йемене остается неблагополучной.
11:22 15.03.2018 Роспотребнадзор - Рязань
Фото Димитрия Соколова 
и Сергея Ларина - Рязанские ведомости
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей Фото Димитрия Соколова и Сергея Ларина Сегодня специалисты в этой сфере дают бесплатные консультации, рассказывают о возможностях, которые открывает закон.
00:02 15.03.2018 Рязанские ведомости - Рязань
 
По теме
Из них 105 (46 процентов) – по вопросам защиты прав потребителей, 91 (40 процентов) – в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 32 (14 процентов) – прочих.
В областном суде рассмотрена апелляционная жалоба ответчика на решение Октябрьского районного суда Рязани по иску жителя города к ООО о защите прав потребителя.
В Рязанском областном суде рассмотрена апелляционная жалоба ответчика на решение Октябрьского районного суда г. Рязани по иску жителя города к ООО о защите прав потребителя.
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Здесь читают, учатся, играют! - ЦБС города Рязани 26 марта в библиотеке-филиале № 14 МБУК «ЦБС г. Рязани» состоялась экскурсия «Здесь читают, учатся,
ЦБС города Рязани