В сложившейся практике работы органов местного самоуправления Рязанской области при разработке и принятии уставов и муниципальных правовых актов прослеживается позитивная тенденция. Однако современное законодательство в сфере местного самоуправления стремительно меняется, а органы местного самоуправления не всегда вовремя реагируют на эти динамичные изменения, следствием чего явилось увеличение количества несоответствий федеральному и региональному законодательству в уставных документах муниципальных образований Рязанской области по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года.
Во втором полугодии 2016 года определенные нарушения допускались, что привело к отказам в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов (далее - МПА), также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.
Во-первых, обращаем внимание непосредственно на оформление документов, так в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имеются нарушения требований юридической техники и терминологии; несоответствия данных на электронном носителе представленным в бумажном виде (на электронном носителе записаны устаревшие версии файлов). Запись электронного носителя (СD-диска) с текстами устава, МПА и иных необходимых документов не доведена до логического конца (представлен пустой диск), представлен не полный перечень файлов, указанный в сопроводительном письме, нечитаемый формат файлов, в электронном виде представлены не все документы, представленные в бумажном виде.
Во-вторых, зачастую документы (часть документов) представлены в 1-м экземпляре или не представлены совсем (в 2016 году необходимо было представлять все документы в 2-х экземплярах, в том числе информационные письма об опубликовании проекта МПА и информационные бюллетени).
В-третьих, представленные документы зачастую не прошиты, не пронумерованы, не скреплены (в месте прошивки) печатью представительного органа муниципального образования и не заверены подписью председателя представительного органа.
Кроме того, в МПА о внесении изменений в устав изменения и дополнения в статьи устава вносятся не в порядке возрастания номеров статей, а бессистемно (например, сначала вносятся изменения в 30 статью, потом в 20 статью, в 6 статью, а затем снова в 30).
Далее на конкретных примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в МПА и уставах, представляемых для регистрации.
1. Проект устава (МПА о внесении изменений в устав) публикуется менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (МПА).
2. Пункт 18 части 1 статьи 9 Устава, в редакции решения Совета депутатов сельского поселения устанавливает, что к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Однако, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и статья 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» устанавливает, что к вопросам местного значения сельских поселений относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, пункт 18 части 1 статьи 9 Устава, в редакции решения Совета депутатов сельского поселения противоречит части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и статье 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения».
3. Пункт 30 части 1 статьи 12 Устава, введенный решением сельского поселения устанавливает, что к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Однако, согласно пункту 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» относится к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.
Таким образом, пункт 30 части 1 статьи 12 Устава, введенный решением сельского поселения противоречит статье 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
4. Пункт 4 статьи 66 Устава, в редакции решения Совета депутатов сельского поселения, закрепляет с 1 января 2016 года за сельскими поселениями Рязанской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 15, 18, 20 (в части утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки), 22, 23 (в части защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), 26, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
Однако, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и статьи 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» с 1 января 2016 года за сельскими поселения Рязанской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
Таким образом, пункт 4 статьи 66 Устава, в редакции решения Совета депутатов сельского поселения противоречит части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и статье 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения».
Итоги анализа типичных нарушений позволяют сделать вывод, что основными причинами выявленных несоответствий федерального законодательства при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются недостаточная материально-техническая оснащенность (отсутствие правовых баз), невнимательность специалистов муниципальных образований (наличие большого числа технических ошибок, опечаток), а также динамично меняющееся федеральное и региональное законодательство, отсутствие в муниципальном образовании информации по изменению федерального и регионального законодательства.
Обращаем Ваше внимание, что данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://ru62@minjust.ru).