Фестиваль-конкурс проводится с 2010 года. Его цель – создать в образовательных учреждениях региона условия для инновационной деятельности. За время существования фестиваля на суд жюри было представлено 423 работы, в этом году – 81 проект из 21 муниципального образования. Есть, по мнению жюри, и уникальные проекты.
– Конкурс направлен на инновационное развитие системы образования, – говорит врио заместителя министра образования Рязанской области Ольга Васина. – Нужно выделить в современных условиях те инновационные составляющие, которые позволят эффективнее развивать образование и делать его более качественным. Второй момент – это представление опыта лучших учителей. Как конкурс «Учитель года», только больше нацеленный на методическую составляющую деятельности педагога и образовательного учреждения.
По словам Ольги Васиной, в дошкольном образовании педагоги сейчас демонстрируют использование нетрадиционных материалов на занятиях в детском саду для развития мелкой моторики, пескотерапию. В школьном образовании актуальны такие формы занятий, как мобильный урок и урок наоборот. Сегодня уже нельзя проводить назидательные разъяснения и беседы. Нужно использовать современные формы работы с молодежью – волонтерство и всевозможные акции, флешмобы, то есть то, что воспринимает молодежь, чтобы решить и учебные вопросы, и проблемы воспитательного характера.
По результатам экспертизы материалов заочного тура к финалу в этом году из 81 были допущены 18 педагогов по направлениям «Дошкольное образование», «Общее образование», «Профессиональное и дополнительное образование».
Диплом 1 степени в номинации «Общее образование» уехал в Сасово. На конкурсе заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1 Людмила Юрьевна Прокунина представила проект «Семейные чтения». Используя различные педагогические формы, инициаторы проведения конкурса добились того, что дети вместе с родителями стали больше читать.
– До начала проекта мы провели анкетирование, – говорит Людмила Прокунина. – Читающих родителей было 54 процента, совместно с детьми и того меньше читали. По окончании действия проекта, через три года, процент читающих совместно с детьми родителей увеличился до 70. Также дети стали читать быстрее.
Диплом 1 степени в номинации «Дошкольное образование» получила воспитатель скопинского детского сада №8 «Чебурашка» Галина Геннадьевна Котова. Скопинцы представляли проект по организации метеоплощадки на территории детского сада.
– Дети у нас знакомятся с приборами и приспособлениями для наблюдения за погодой, – рассказывает Галина Котова. – Дети также расширяют свой кругозор о природе в нашем скопинском крае.
Диплом 1 степени в номинации «Профессиональное и дополнительное образование» вручили группе специалистов Клепиковского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Контакт» (Наталья Пугачева, Елена Коткова, Елена Суркова, Дарья Сеидова, Татьяна Родина, Ирина Паукова). Они представили коллективный проект «Адаптированная модель комплексной социализации интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство».
– Мы обучаем педагогов нашего района работать с детьми, у которых тяжелые множественные нарушения в состоянии здоровья, – говорит директор центра Наталья Пугачева. – Эти дети обучаются вместе со здоровыми. Инклюзия в подобных ситуациях довольно эффективна. Теперь мы станем сетевой педагогической площадкой в районе.
Не менее интересен опыт работы и тех, кто удостоен дипломов II и III степеней, а также поощрительных наград. В фойе школы №35 г. Рязани, где проводился финал фестиваля-конкурса, была организована выставка методических разработок. Конкурсанты наполнили свои блокноты многими идеями, но главное, каждый понял, что с детьми сегодня нужно работать творчески.
Вячеслав Астафьев