Рязань. Фестиваль «Свидания на Театральной». Разговор о двух спектаклях. 

Фото: proryazan.com

С 20 по 26 ноября в Рязанском театре драмы проходил II Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». На сцене были представлены семь оригинальных постановок из репертуаров шести театров шести городов из трёх стран (Россия, Италия, Германия). Мы поговорим о двух из них.

Интересно само хронологическое расположение спектаклей в течение недели. Начинается фестиваль совместным проектом Рязанского драматического театра и «Вольфганг Борхерт театр» (WOLFGANG BORCHERT THEATER) «Сердца и ножи» по произведению Генриха фон Клейста, а заканчивается – постановкой по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» Пермского театра «У Моста». Конечно, такой порядок не случаен. Во-первых, это, наверное, два самых контрастных во всех отношениях спектакля из всех семи представленных. Во-вторых, таково традиционное развитие любви: зародившееся в двух молодых сердцах чувство («Сердца и ножи») в итоге приводит к свадьбе («Женитьба»). Правда, в данной фестивальной программе символическая концепция выглядит очень мрачно. Но все по порядку.

Слова сами по себе нередко становятся источником агрессии, они приводят к ссорам, лжи, войнам, так как часто люди говорят, но не хотят слышать друг друга

Рязанский и немецкий театр создали удивительную постановку на паритетных началах: спектакль идёт одновременно на двух языках, его показывают и в Германии, и в России, с костюмами и декорациями, подготовленными для двух сцен, а в режиссёрскую команду и актерский состав входят представители обоих театров. Инсценировка принадлежит Тане Вайднер, которая перед началом представления призвала зрителей стараться меньше обращать внимания на субтитры (перевод с немецкого), так как слова в этой постановке значат немного. Идея заключается в том, что слова сами по себе нередко становятся источником агрессии, они приводят к ссорам, лжи, войнам, так как часто люди говорят, но не хотят слышать друг друга. Слова запутывают. Узнать правду, дать дорогу лучшим человеческим качествам и чувствам может только открытое, доброе сердце.

Двое влюбленных – Агнес (Алис Цикели) и Оттокар (Арсений Кудря) – дети из враждующих семей. Их отцы ненавидят друг друга: Руперт, граф из дома Россиц (Александр Зайцев), подозревает Сильвестра, графа из дома Варванд (Майнхард Цангер),  в убийстве младшего сына. Не разобравшись толком в том, как на самом деле погиб мальчик, Руперт объявляет войну Сильвестру, и тот принимает вызов. Начинается череда кровавых преступлений. По воле случая Агнес и Оттокар становятся жертвами своих собственных отцов. Таков рок: дети в прямом смысле слова погибают от рук собственных родителей. Руперт и Сильвестр узнают правду о том, что мальчика никто не убивал: он случайно утонул. Оказывается, их вражда была ни на чём не основана. Они начинают истерично хохотать, требовать шампанского, чтобы выпить за мир и дружбу. Матери, Евстафия (Марина Мясникова) и Гертруда (Яннике Шуберт), как и другие свидетели двойного убийства, поддерживают бурное веселье. Безучастными и бездыханными остаются только двое – Агнес и Оттокар, немецкие Ромео и Джульетта.

Спектакль помогает осознать, что между нашим и другим государством нет никакой пропасти, что, даже говоря на разных языках, мы понимаем друг друга

Эта история – не только аллегория философская, но и политическая. Война всегда требует на алтарь будущего мира (который рано или поздно все равно будет заключен между враждующими сторонами) принести самое чистое, самое светлое – жизни ни в чем неповинных людей. И это имеет отношение не только к нашему общему с Германией прошлому. Создатели проекта отмечают в своей брошюре, что «перед лицом политической ситуации в мире, где наблюдается нарастающее отдаление государств друг от друга, тем важнее вытраивать отношения между людьми, между деятелями искусства, искать то, что нас объединяет, осознавать и преодолевать разделяющее нас». И правда, спектакль помогает осознать, что между нашим и другим государством нет никакой пропасти, что, даже говоря на разных языках, мы понимаем друг друга. Мы смотрим на сцену и, не заглядывая в субтитры, понимаем, что там происходит, потому что хотим понять. Также нас объединяют общечеловеческие ценности и мораль. По словам директора театра Семена Гречко, постановка имела большой успех у немецкой публики в Мюнстере (в Германии премьера состоялась 9 сентября 2017). И дело не только в оригинальной режиссуре, в которой за основу были взяты приёмы пантомимы – отсюда и пластичная, условная актёрская игра, и грим, и замечательные яркие костюмы – но и в самой идее. К счастью для рязанского зрителя, спектакль «Сердца и ножи», как уверяет руководство театра, покажут в нашем городе ещё не раз. Авангардная, экспериментальная постановка займёт своё место на какое-то время в репертуаре Театра Драмы.

Семен Гречко вручает памятный сувенир фестиваля режиссёру Тане Вайднер

По итогам фестиваля спектакль получил много призов: Майнхард Цангер и Борис Зайцев стали лауреатами в номинации «Лучшая мужская роль», специальные призы от жюри получили Андрей Блажилин «За мастерство перевоплощения» (актёр за спектакль успел представить целый спектр различных амплуа, среди которых ярким персонажем, особенно порадовавшим зрителей, стал комический образ Урсулы, вдовы могильщика) и Арсений Кудря – «За артистизм и темперамент» в роли Оттокара.

Постановка примечательна именно своей потрясающей, доведенной до материализма атмосферой

Завершается фестиваль постановкой, которая совершенно не похожа на первую, – «Женитьба» Пермского театра «У моста». Художественный руководитель Сергей Федотов перед началом спектакля сообщил публике, что его труппа работает исключительно в традициях психологического театра и модернистские приемы ей чужды. Действительно, никаких эпатажных экспериментальных форм в «Женитьбе» нет, и даже мистические нотки, явно заметные в начале и в конце, в середине спектакля как-то теряются, особое внимание им не уделяется. Есть гоголевский текст, декорации и костюмы, отвечающие эпохе, есть замечательная актёрская игра.

Иллюстрация Сергея Алимова

Михаил Чуднов в образе Кочкарева не зря был удостоен специального приза – «За яркое воплощение гоголевского образа». Его манера пластично, змеевидно двигаться и вкрадчиво говорить, изображая черта, который старается «помочь» своему другу Подколесину устроить личную жизнь, поражает своей кинематографичностью. Персонаж целостный и существующий как бы отдельно от постановки. Остальные герои также харизматичны. Правда, где-то более, где-то менее утрированно выглядят их действия. Но Кочкарев – это точное попадание в образ. Наблюдая за игрой Михаила Чудного, я вдруг вспомнила иллюстрации к произведениям Гоголя художника Сергея Алимова. На них изображены герои с узкими носами, тоненькими пальцами и натянутыми, как бы остренькими, ступнями. Мрачные рисунки Алимова представляют Гоголя именно мистическим писателем. Их «жутковатость», гиперболичность точно отвечают и духу спектакля Сергея Федотова. Мне неизвестно, держал ли режиссёр в голове иллюстрации Алимова во время работы над постановкой, но у меня ассоциации возникли, что называется, нерасторжимые. Как бы то ни было, спектакль примечателен именно своей потрясающей, доведенной до материализма атмосферой: сцена, погруженная в темноту, горящие свечи, запах сигар, внезапные звуки и тени, а от финальной картины – фигуры Подколесина и его избранницы в свете, который делает их лица какого-то мертвенного цвета – холодеют руки. «Женитьба» Сергея Федотова стала лауреатом в номинации «Лучшая работа режиссёра».

Брак, основанный на выгоде или просто от скуки, может быть делом исключительно бесовским

Как я уже говорила выше, по концепции фестиваля этот спектакль предлагает некую форму любви, прямо противоположную форме любви в «Сердцах и ножах». В «Женитьбе» сводит людей не Купидон, а черт. На руку молодой, необразованной купчихи Агафьи Тихоновны (Алевтина Боровская), мечтающей выти замуж за дворянина, претендуют четыре жениха: бытовой прагматик, ищущий во всем выгоду, по фамилии Яичница (Владимир Ильин), сноб и французоман Анучкин (Сергей Мельников), пожилой волокита Жевакин (Вячеслав Леурдо) и ленивый, безвольный дворянин Подколесин (Илья Бабошин). Никто из них не испытывает чувств к невесте. Каждый хочет вступить в брак со своей целью, не особо обращая внимания на характер и душевные запросы супруги (которые, впрочем, и не особо велики). Брак, основанный на выгоде или просто от скуки, может быть делом исключительно бесовским. Такие сердца – площадка для всяческой чертовщины. А итог один – бледные, мрачные, бесчувственные лица супругов. Нет никаких внешних роковых обстоятельств, как в «Сердцах и ножах», а есть только человеческая глупость и тщеславие.

Режиссёр Сергей Федотов перед началом спектакля

Фестиваль в Рязани стал наглядной демонстрацией того, насколько многоголосен и многолик современный театр: разный язык режиссуры, язык исполнения, литературная основа. Зритель убедился в том, что театр может быть всяким: и традиционным, и авангардным. Но при этом он остается понятным и близким, потому что затрагивает тему, волнующую каждого – тему любви.

ФОТОГРАФИИ: РЯЗАНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

 
По теме
Свидания на Театральной - Рязанские ведомости Завершился Международный фестиваль спектаклей о любви, проходивший в конце ноября на сцене областного театра драмы Второй Международный театральный фестиваль «Свидания на Театральной» был посвящен теме любви.
05.12.2017
лучшую историю любви рассказали актеры, занятые в спектакле «#ПрощайИюнь» Санкт-Петербургского театра «Суббота» - Рязанские ведомости Стали известны результаты II международного фестиваля спектаклей о любви На снимке: лучшую историю любви рассказали актеры, занятые в спектакле «#ПрощайИюнь» Санкт-Петербургского театра «Суббота» Спектакли были такие разные,
27.11.2017
 
Подведены итоги второго фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной» - РИА 7 Новостей Рязанцы увидели семь ярких и интересных спектаклей. Второй международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной» подошёл к концу, и уже стали известны его результаты.
27.11.2017
Фестиваль «Свидания на Театральной» проходил в Рязани с 20 по 26 ноября. В нем приняли участие коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Италии и Германии.
27.11.2017
 
Рязанцев приглашают на «Суровый лед» - ГТРК ОКА Это выставка фотографий с лучшими моментами хоккейных матчей. Автор снимков Александр Сафонов говорит, что хотел как можно больше рассказать об игре.
20.08.2018
 Уикенд на территории Рязанской области удачным был далеко не для всех Минувшие выходные запомнились рязанцам не только закрытием Международного фестиваля древних городом и открытием центра уличного спорта «Под мостом».
20.08.2018 Новая газета
 «Семерка» на улице Горького не уступила дорогу мотоциклу под управлением 27-летнего Григория Герасимова Погибший в ДТП на улице Горького в Рязани 28-летний мотоциклист оказался директором МБОУ «Мурминская средняя школа
20.08.2018 Новая газета
«Во славу Рязани, на благо России!» - РОНМЦ НТ «Во славу Рязани, на благо России!» - так  назывался  областной  фестиваль  духовых  оркестров, который  состоялся 18 августа  2018г.
20.08.2018 РОНМЦ НТ
 «Личное алиби» с Анатолием Обыдёнкиным Новости текущего августа – хорошая иллюстрация того, что конкуренция местных концертных и не только концертных площадок за внимание слушатели/зрителя с каждым годом постепенно увеличивается.
16.08.2018 Новая газета
За 7 месяцев 2018 года на территории Рязанской области зарегистрировано 96 (за аналогичный период 2017 года - 84, +14,3%) дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта, в которых 7 (8,
20.08.2018 УМВД Рязанской области
В этом году марафон проходит уже в четвертый раз С 19 по 26 августа первокурсники академии ФСИН пройдут первоначальную профессиональную подготовку на базе загородного учебного центра академии.
20.08.2018 Вечерняя Рязань
Воспитанник детско-юношеской спортивной школы «Антей» г. Рязани занял 1 место в личном зачёте на Первенстве мира по шахматам среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).
17.08.2018 Вечерняя Рязань
Андрей Турчак: Рост пенсий должен стать одной из ключевых задач «Единой России» - Единая Россия Государственное пенсионное обеспечение должно быть сохранено, подчеркнул секретарь Генсовета партии Рост размеров пенсий должен стать одной из ключевых, контрольных задач для «Единой России».
20.08.2018 Единая Россия