Уважаемые граждане! Будьте внимательны!
За последнее время участились случаи телефонного мошенничества. Стать жертвой такого преступления может каждый владелец мобильного телефона, поэтому лучшая профилактика такого рода преступлений – Ваша собственная внимательность и спокойная реакция (по возможности) на поступившие звонок или сообщение с незнакомого номера, а также максимальная осведомленность о самых популярных методах телефонных мошенников.
« МАМА Я В БЕДЕ!» - Беспокойство за своих близких и неожиданность – это то, на что рассчитывают преступники в момент совершения противоправного действия. Они могут воспользоваться как простой схемой – отправить СМС с текстом подобного содержания – или более сложной. В данном случае мошенник может представиться сотрудником полиции и прокуратуры и сообщить, что кто-то из близких стал участником ДТП с тяжелыми последствиями, и чтобы избежать ответственности и судебного процесса необходимо перечислить денежную сумму. Чаще всего жертвами таких случаев становятся случайные абоненты – люди пожилого возраста, которые моментально откликаются на звонки и сообщения о помощи. Но бывают и случаи, когда мошенники целенаправленно следят за обеспеченными людьми, и при помощи высокотехнологичных устройств, имитируют голос того, от чьего имени они звонят, убеждая выслать или дать взаймы большую сумму денег.
«ЗВОНОК ИЛИ СООБЩЕНИЕ НА ПЛАТНЫЕ НОМЕРА» – такой способ телефонного обмана по праву считается самой старой и проверенной схемой. К примеру, человеку звонят с незнакомого ему номера, а когда тот поднимает трубку, связь резко обрывается. При попытке перезвонить абонент слышит в ответ длинные гудки или автоответчик: звонок оказывается платным, и со счета владельца мобильного телефона списываются все средства.
Другой способ этого вида мошенничества – СМС с выгодным предложением отправить на номер пришедшего сообщения с определенным текстом, чтобы получить денежную сумму «в подарок». Как правило, люди, отправившее такое СМС, лишаются суммы в разы превышающие суммы предполагаемого подарка. Содержание СМС может быть абсолютно любым: от просьбы помочь больному ребенку до кредитов на выгодных условиях, выдающемуся без документов.
Третий способ такого преступления выглядит следующим образом: человек на улице просит у случайного прохожего телефон, чтобы позвонить. После одного или нескольких подобных звонков, отзывчивый владелец телефона замечает пропажу денежных средств на абонентском счету.
«ПОПОЛНЕНИЕ СЧЕТА ЧУЖОГО ТЕЛЕФОНА» В данном случае речь идет о просьбе «друга» или «ребенка», который случайным образом положил деньги не на свой счет, а на номер абонента. Мошенник обращается с просьбой вернуть средства, пополнив счет его мобильного. Честная жертва добровольно переводит деньги на указанный номер, не проверяя свой денежный баланс.
«РОЗЫГРЫШИ, ПРИЗЫ, ЛОТЕРЕИ» - еще один частый случай телефонного мошенничества, связанный, прежде всего, с выгодными условиями, которые ежедневно получают тысячи граждан через сообщения. Розыгрыш может проводиться от имени банка, оператора сотовой связи, а также от магазина, распродающего товар по сверхнизкой цене и пр. Для получения приза предлагается внести небольшую сумму на указанный в сообщении счет. В итоге никто, за исключением мошенников, незаконно присвоившим себе приличную сумму денежных средств, призы не получает. Не менее опасно переходить по ссылкам, указанным в тексте – от перехода на фальшивый сайт «счастливчик» может потерять гораздо больше. В данном случае мошенники могут не только похитить деньги, но и украсть всю личную информацию, сохраненную в мобильном.
«ПРОБЛЕМЫ С БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ» В этом случае чаще всего мошенники представляются сотрудниками банка, у которых оказалась не достоверная информация о банковской карте абонента, и зачастую просят назвать данные карты, в том числе и секретные (ПИН-код, индекс с обратной стороны карты, пароль от «Личного кабинета» и др.), для ее успешной разблокировки. В таком случае у несчастной жертвы мгновенно списываются все денежные средства, имеющиеся на банковском счете, и бесследно исчезают, так как секретными данными банковской карты может обладать только один человек – непосредственно сам владелец. Вернуть деньги в данной ситуации уже не представляется возможным.
«КОД В СООБЩЕНИИ» - относительно новое явление в среде телефонного мошенничества, которое по природе своей связано с интернет-магазином по продаже виртуальных товаров, где оплата производится путем введения кода, присылаемого на телефон покупателя. Мошенники создают сайт с платным контентом к различным мелодиям, картинкам, игровым единицам, а затем в качестве плательщика вводят номер случайного абонента. Затем на эти номера рассылаются смс, содержащее код доступа к оплате. Правонарушителям остается только позвонить абонентам и узнать «ошибочно присланный код», который просят продиктовать, а узнав его, оплачивают свой контент, переводя деньги со счета мобильного жертвы. Опасность такого нововведенческого метода заключается в том, что отыскать злоумышленников крайне сложно, а доказать факт их мошенничества нередко представляется невозможным. Единственный способ защитить себя от обмана – никогда не сообщать поступившие коды, цифры, слова или комбинации букв и цифр звонящим с незнакомых или скрытых номеров.
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Каждый день возникают все новые виды телефонного мошенничества, но у всех них есть общие признаки, зная которые, можно не попасть на крючок нечестных людей: