Смертельные ошибки в работе со СМИ (ч.1)

Смертельные ошибки в работе со СМИ (ч.1)
Фото: global-ryazan.ru
Есть определенные правила работы со СМИ и четкая технология создания интересного для них контента. Однако помимо правильных действий, есть еще и в корне неправильные. Такие, которые могут вам дорого стоить. Их надо знать, чтобы не попасть в неприятные ситуации и ловушки от работников СМИ

1. «Никогда не отказывайте журналистам» - это совет, из разряда «клиент всегда прав». Тот случай, когда лозунг или рекламный слоган у отдельных людей превращается в «идею фикс», способную порушить вам репутацию.

Во-первых: журналисты бывают разными. Есть адекватные журналисты, а есть так называемые «стервятники», которые ищут исключительно скандалов. Последних ваш PR-щик должен уметь распознавать еще на подходе, и даже близко не подпускать к вашей компании или к вам. Максимум, на что вы можете снизойти для них — письменные ответы на письменные же вопросы. Только так и никак иначе. Потому что как бы мило они ни улыбались, и чего бы ни обещали, вы никогда не получите от них ничего, кроме ножа в спину.

Во-вторых: когда бушует какой-то скандал, независимо от того, реально ли за вами есть проступок, или ситуацию раздули из ничего, большая часть журналистов будут вас топить. Не потому что они подонки, а потому, что это их задание от редакции. А раз так, то даже если они напишут что-то хорошее, это просто не опубликуют. Вот и получается, что те, кто могли бы написать о вас хорошо, либо просто не будут браться, потому что знают — это напрасная трата времени, либо их материал так никогда и не опубликуют.

Поэтому, работайте только с теми журналистами, которым вы доверяете. Если у вашего PR-щика уже есть наработанные связи и люди, в которых он уверен — хорошо. Если нет, начните с письменных ответов и продолжайте работать с теми, кто вызовет у вас доверие.

2. Пояснения по телефону

Если у вас есть хоть малейшее сомнение в лояльности и адекватности журналиста НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не давайте ему комментариев по телефону. В личной встрече под диктофон (это обязательно), письменно, видео ответ, все что угодно, только не по телефону. Разговор по телефону вы вряд ли сможете зафиксировать, он этого делать скорее всего не будет, и получится, что любое искажение и выдергивание ваших слов из контекста он сможет оправдать элементарным «ну я так понял из нашего разговора». И все — вы не то что доказать, вы даже возразить ничего не сможете.

Тут могут быть только два исключения, при условии, что комментарий у вас берут как у стороннего эксперта, а не у стороны конфликта или участника события:
- это прямой эфир и вы чертовски хорошо подкованы в теме и можете просчитывать все что говорите на несколько шагов вперед;
- это на 100% лояльный журналист и дружественное вам СМИ. Еще раз — не отдельно взятый журналист, а все СМИ целиком, включая главного редактора.

Жестко следуйте этому правилу, и добейтесь чтобы ему следовали все руководящие сотрудники вашей организации.

3. Общение рядовых сотрудников со СМИ

Это один из скорейших путей уничтожения вашей репутации. Во-первых: как уже было сказано выше, журналистам не интересны хорошие отзывы счастливых сотрудников о вашем гениальном руководстве организацией. Нет, им нужны скандалы, интриги, секс (желательно грязный и в вашем исполнении), и конфликт. Все не в вашу пользу и все это они будут пытаться вытащить из ваших сотрудников. Во-вторых: журналист может напороться на обиженного сотрудника, который с удовольствием подпишется под любым негативным заявлением о вас.

Как-то раз я давал интервью настроенном довольно негативно журналисту, в присутствии своего друга. Потом, в машине, друг начал спрашивать меня, почему на определенные вопросы я не ответил.

«Ведь та мог сказать то-то и то-то» - удивлялся мой друг. Вовсе не глупый человек и весьма успешный бизнесмен.
«Мог, но меня тут же начали бы уличать, в работе на ____».
«Хм. Ну сказал бы тогда то-то и то-то».
«Еще лучше. Тогда меня сразу приписали бы к ____ ».
«Вот черт… Я о таком даже не задумывался» - несколько растеряно признался он.
«Вот поэтому живое интервью даю только я и еще несколько человек. А остальным у нас это делать запрещено».

Тут дело не в отсутствии доверия к вашим сотрудникам, а в их неумении просчитывать все возможные варианты, и ловушки, которые ставит журналист. А он будет их ставить обязательно. По законам хорошего интервью, журналист должен загнать вас в ловушку, где перед вами выскочит неожиданный вопрос. Это делается для того, чтобы проявить настоящее лицо человека, и не дать ему ловко соврать.

В случае с сотрудниками и их любыми комментариями прессе, должно совпасть сразу несколько условий, чтобы вам это не навредило:
- сотрудник должен отлично знать политику организации, направление ее развитая и позиционирование;
- сотрудник должен правильно понимать замысел организации и быть знаком с ключевыми заявлениями лидера компании и его позицией по актуальным вопросам;
- ни за что не должен оправдываться за какие-то просчеты организации или ее лидера;
- у сотрудника не должно быть никаких обид на организацию или ее лидера;
- журналист не должен хотеть навредить вам и не должен быть достаточно умным, чтобы сделать это незаметно.

Про большинство таких случаев очень хорошо заметил в одной из инструкций для своих PR-щиков Л. Рон Хаббард «Он [репортер] здесь только для того, чтобы обманом добиться от вас подтверждения своей заранее придуманной истории».

И чаще всего выглядит это примерно так. Приходит журналист к вам в офис, и начинает спрашивать у ваших сотрудников, хороший ли человек генеральный директор. И кассир говорит ему «Ну он мужчина серьезный, строгий, но обаятельный! Всегда женщинам комплименты делает». Курьер рассказывает «Я не знаю, я ж с ним не работаю непосредственно, даже и не разговаривал никогда. Вы лучше у руководства спросите». Руководитель отдела продаж, который готовится к увольнению за низкую эффективность работы, добавляет «Не ценит он людей, я вот на него столько лет отпахал, а мне даже спасибо никто не сказал».

Думаете сотрудники не сказали ничего страшного? И вы правы. Кроме последнего, все остальные не сказали ничего плохого. Но вот что из этого получится в статье:

«Сотрудники, с которыми получилось пообщаться нашему журналисту, характеризуют его как человека неприветливого, заносчивого, не уделяющего внимания подчиненным. Точнее внимание он уделяет, но исключительно женщинам, и к работе это отношения не имеет (если вы понимаете о чем речь). Так что столь яро демонстрируемые им доброжелательность и "семейные ценности" очевидно лишь показуха и очередной обман».

А ведь это буквально высосано из пальца. Если на вас работает больше 20 человек, то велика вероятность, что смогут найти хотя бы одного не очень умного или не очень довольного вами или вашим курсом действий. Вот тут будет действительно весело.

Поэтому строгим правилом должно быть следующее:
«с прессой общаются только специалисты по PR. Причем только те, кто прошел необходимое обучение и кто имеет опыт работы со СМИ».

Вводите санкции, штрафы, пусть ваши сотрудники подпишут соглашение о неразглашении, где штрафы будут значительно выше, чем возможные гонорары от СМИ за раскрытие информации о вас или вашей организации третьим лицам.

В следующей статье раздерем остальные 3 ошибки, которые, порой могут создать еще больше проблем для вас и вашего бренда.

Артем Кузнецов

 

 
По теме
Разлив1 Александр Королев - Рязанские ведомости Об этом и не только говорили на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области, которое провела первый зампред правительства региона Анна Рослякова.
Рязанские ведомости
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Именины у книжек - Центральная библиотека По традиции каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит замечательный праздник — Неделя детской и юношеской книги.
Центральная библиотека
Прилепин откроет в Рязанской области центр «Традиция» - Ya62.Ru Культурный центр «Традиция» писателя и политического деятеля Захара Прилепина будет открыт в ближайшее время в Рязанской области, сообщает ТАСС со ссылкой на руководительницу гуманитарных проектов Прилепина Нелли Булатову.
Ya62.Ru