Родник. Родина. Родня…

6 июня в России отмечали День русского языка

Этот праздник появился в 2011  году и был приурочен к дню рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Ценность «великого и могучего»  – в его богатстве и речевом разнообразии, в присутствии слов и выражений, аналогов которым нет ни в одном другом языке планеты.

Сегодня мы беседуем с учителем русского языка и литературы Центра образования «Дистанционные технологии», членом актива Совета молодых педагогов Рязанской области Евгенией Балдаковой о том, как привить современным детям любовь к родному языку.

Р.В.  – Евгения, нередко бывает, когда выпускники вузов, получив диплом учителя и придя работать в школу, разочаровываются в профессии. Не пожалели ли вы о своем выборе?

Е.Б.  – Нет, я очень люблю свою работу. Решила стать учителем русского языка и литературы в 7 классе. В школе и в университете очень повезло с педагогами  – они стали для меня достойным примером. Также большую роль в выборе будущей профессии сыграла семья. Помню, как в детстве мы с мамой вместе читали книги, учили наизусть стихи, а потом рассказывали их друг другу. Поэтому можно сказать, что любовь и уважение к литературе и слову живут в моем сердце с ранних лет.

На мой взгляд, разочарование в профессии наступает из-за того, что молодые педагоги слишком идеализируют обстановку в школе. Они приходят на работу с огромной любовью к детям и желанием их научить. Но не всегда и не сразу, если мы взяли в руки указку и вышли к доске перед классом, ребята будут сидеть молча и слушать, добросовестно выполнять домашние задания. Когда я пришла работать в школу, мне поручили вести уроки в выпускных классах. Кто-то из учеников не подготовился к занятию и произнес: «А зачем мне вообще ваш русский язык?» Сказать, что было обидно  – значит не сказать ничего. Однако переубедить подростка словами сложно, и тогда я попыталась на деле показать красоту родного языка и  – самое главное  – его важность в любой сфере нашей жизни. Мы с ребятами выполняли упражнения: учились писать письма, заявления, составляли официальные документы. Безусловно, дети допускали ошибки, но зато постепенно они исправляли все свои недочеты и понимали важность культуры речи.

Радует, что сегодня проводятся различные акции, которые направлены на повышение уровня грамотности, расширение читательского кругозора. Все это еще раз доказывает, что грамотным быть модно. Недавно мы с коллегами готовили задания для Общероссийской акции «Пушкинский диктант», которая в очередной раз прошла в нашей стране 6 июня. Акцию проводила общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Тема этого года  – «Пушкин и кино». Задания были на общую эрудицию, знание произведений великого классика и экранизаций по его творчеству. Каждый мог поучаствовать в акции и проверить себя.

Р.В.  – Сегодня многие сетуют, что молодежь мало читает классику…

Е.Б.  – Да. Но это вовсе не значит, что дети вообще стали меньше читать. Возрос интерес молодого поколения к современной литературе. Каждый человек в душе  – исследователь, и каждому хочется открыть что-то новое. А так как по классическим произведениям написано немало критической и исследовательской литературы, то некоторые ребята ошибочно полагают, что все замыслы писателей раскрыты и детали расшифрованы. Изучая на уроках классические произведения, мы, безусловно, вспоминаем имена критиков, анализируем их статьи, но ни в коем случае не останавливаемся на том или ином мнении. Если у школьника появляется своя аргументированная точка зрения, то почему бы ее не обсудить? Также отсутствие интереса к классической литературе можно объяснить и непониманием исторического контекста. Каждому автору ведь важно отразить те проблемы, которые волнуют его современников. А чем дальше мы уходим от той или иной исторической эпохи, тем более непонятными нам порой кажутся мысли и поступки героев. И здесь важно читать вместе с учеником, при необходимости разъяснять и пояснять определенные фрагменты произведений.

Р.В.  – Как часто дети используют сленг за пределами классной аудитории?

Е.Б.  – Скажу даже больше  – некоторые ребята употребляют сленг и на уроках. По мере сил мы вместе с коллегами пытаемся с этим бороться. Также я стараюсь отучить ребят давать оценку литературным произведениям словами «круто», «классно». У современных школьников несколько ограниченный словарный запас, и поэтому им порой сложно грамотно и четко сформулировать суждение. Задача учителя  – помочь ребенку ощутить многообразие родного языка. Уверена, что правильную устную и письменную речь необходимо развивать на всех уроках без исключения, будь то физика, математика, биология… Не секрет, что педагоги общаются с учениками в социальных сетях. Это хорошо. Но и здесь необходимо соблюдать культуру речи. Ко мне подошла как-то ученица и сказала: «Представляете, я учителю географии написала в соцсети письмо по всем правилам русского языка, все знаки препинания несколько раз проверила, подробно написала цель своего обращения, извинилась за то, что пропустила несколько занятий и попросила дать возможность их отработать. А учитель на все это ответила только двумя буквами: «Ок». Есть над чем задуматься.

Р.В.  – Тревожит ли вас, как филолога, массовое присутствие иностранных слов в нашей речи?

Е.Б.  – Я не против иностранных заимствований, потому что мир движется вперед, язык развивается. Но все хорошо в меру. Детям надо объяснять значение и смысл новомодных слов, приводить примеры синонимов на русском языке. Только тогда школьники будут употреблять иностранные слова в нужном месте и в нужное время.

Я люблю приводить детям в пример спор «карамзинистов» с «шишковистами», когда последние пытались все заимствованные слова переделать на русский язык, доводя это до абсурда. Достаточно вспомнить пародийную фразу: «Хорошилище грядет по гульбищу со ристалища на позорище в мокроступах». «Шишковисты» говорили, что не нужно употреблять слово «аудитория»  – предлагали заменить его на «слушалище», а «бильярд»  – на «шарокат». Чтобы нам не повторять таких ошибок, очень важно видеть и соблюдать грань между заимствованной лексикой и русскими словами.

Александр Сергеевич Пушкин  – настоящий образец любви к родному языку, у него был огромный словарный запас. Вспомним «Сказку о царе Салтане». В ней, по подсчетам ученых, только одно заимствованное слово  – «флот». Поэтому красиво говорить, ярко и эмоционально выражать свои мысли можно и на родном языке.

Кстати, вы заметили, что когда мы говорим о русском языке, то часто употребляем прилагательное «родной». А если углубиться в семантику слова, мы увидим корень «род». Поэтому дети должны всегда помнить о своих корнях, гордиться своим языком и достойно им владеть.

Вероника Шелякина Статья опубликована в номере 99 (5140) от 07 июня 2016
 
По теме
Назначено судебное заседание по уголовному делу в отношении жителя Милославского района М., обвиняемого в совершении  двух преступлений,
В Старожиловский районный суд Рязанской области поступило уголовное дело в отношении гражданки В. Она обвиняется в том, что совершила тайное хищение чужого имущества, с причинением значительного ущерба гражданину (п.
В Рязани 29 марта произошёл пожар на улице Громовой. Как сообщила пресс-служба регионального ГУ МЧС, горела хозпостройка, по предварительной информации, повреждён фасад жилого здания.
c3890d18-0f07-4aae-8a1f-73ac6e270ef0 - Рязанские ведомости Об этом сообщил глава региона Павел Малков на своей странице в соцсети. «Продолжаем работу по обновлению городского транспорта.
Рязанские ведомости
XZHiEBmMhcU - Рязанские ведомости Как сообщает УМВД России по области, вчера примерно в 13:45 в Рязани у дома №66 по улице Первомайский проспект во время движения в автобусе упала 65-летняя женщина.
Рязанские ведомости
В соответствии с планом основных организационных мероприятий на 2024 год в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области 28 марта 2024 года состоялся семинар на тему «Актуальные вопросы инфекционных и паразитарных заболеваний».
Роспотребнадзор
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Презентация сборника материалов конференции  «Максим Горький. Взгляд из XXI века» - Библиотека им. Горького В юбилейный год великого русского и советского писателя Максима Горького, 22 марта 2023 года, в библиотеке прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Максим Горький.
Библиотека им. Горького