Этот праздник появился в 2011 году и был приурочен к дню рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Ценность «великого и могучего» – в его богатстве и речевом разнообразии, в присутствии слов и выражений, аналогов которым нет ни в одном другом языке планеты.
Сегодня мы беседуем с учителем русского языка и литературы Центра образования «Дистанционные технологии», членом актива Совета молодых педагогов Рязанской области Евгенией Балдаковой о том, как привить современным детям любовь к родному языку.
Р.В. – Евгения, нередко бывает, когда выпускники вузов, получив диплом учителя и придя работать в школу, разочаровываются в профессии. Не пожалели ли вы о своем выборе?
Е.Б. – Нет, я очень люблю свою работу. Решила стать учителем русского языка и литературы в 7 классе. В школе и в университете очень повезло с педагогами – они стали для меня достойным примером. Также большую роль в выборе будущей профессии сыграла семья. Помню, как в детстве мы с мамой вместе читали книги, учили наизусть стихи, а потом рассказывали их друг другу. Поэтому можно сказать, что любовь и уважение к литературе и слову живут в моем сердце с ранних лет.
На мой взгляд, разочарование в профессии наступает из-за того, что молодые педагоги слишком идеализируют обстановку в школе. Они приходят на работу с огромной любовью к детям и желанием их научить. Но не всегда и не сразу, если мы взяли в руки указку и вышли к доске перед классом, ребята будут сидеть молча и слушать, добросовестно выполнять домашние задания. Когда я пришла работать в школу, мне поручили вести уроки в выпускных классах. Кто-то из учеников не подготовился к занятию и произнес: «А зачем мне вообще ваш русский язык?» Сказать, что было обидно – значит не сказать ничего. Однако переубедить подростка словами сложно, и тогда я попыталась на деле показать красоту родного языка и – самое главное – его важность в любой сфере нашей жизни. Мы с ребятами выполняли упражнения: учились писать письма, заявления, составляли официальные документы. Безусловно, дети допускали ошибки, но зато постепенно они исправляли все свои недочеты и понимали важность культуры речи.
Радует, что сегодня проводятся различные акции, которые направлены на повышение уровня грамотности, расширение читательского кругозора. Все это еще раз доказывает, что грамотным быть модно. Недавно мы с коллегами готовили задания для Общероссийской акции «Пушкинский диктант», которая в очередной раз прошла в нашей стране 6 июня. Акцию проводила общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Тема этого года – «Пушкин и кино». Задания были на общую эрудицию, знание произведений великого классика и экранизаций по его творчеству. Каждый мог поучаствовать в акции и проверить себя.
Р.В. – Сегодня многие сетуют, что молодежь мало читает классику…
Е.Б. – Да. Но это вовсе не значит, что дети вообще стали меньше читать. Возрос интерес молодого поколения к современной литературе. Каждый человек в душе – исследователь, и каждому хочется открыть что-то новое. А так как по классическим произведениям написано немало критической и исследовательской литературы, то некоторые ребята ошибочно полагают, что все замыслы писателей раскрыты и детали расшифрованы. Изучая на уроках классические произведения, мы, безусловно, вспоминаем имена критиков, анализируем их статьи, но ни в коем случае не останавливаемся на том или ином мнении. Если у школьника появляется своя аргументированная точка зрения, то почему бы ее не обсудить? Также отсутствие интереса к классической литературе можно объяснить и непониманием исторического контекста. Каждому автору ведь важно отразить те проблемы, которые волнуют его современников. А чем дальше мы уходим от той или иной исторической эпохи, тем более непонятными нам порой кажутся мысли и поступки героев. И здесь важно читать вместе с учеником, при необходимости разъяснять и пояснять определенные фрагменты произведений.
Р.В. – Как часто дети используют сленг за пределами классной аудитории?
Е.Б. – Скажу даже больше – некоторые ребята употребляют сленг и на уроках. По мере сил мы вместе с коллегами пытаемся с этим бороться. Также я стараюсь отучить ребят давать оценку литературным произведениям словами «круто», «классно». У современных школьников несколько ограниченный словарный запас, и поэтому им порой сложно грамотно и четко сформулировать суждение. Задача учителя – помочь ребенку ощутить многообразие родного языка. Уверена, что правильную устную и письменную речь необходимо развивать на всех уроках без исключения, будь то физика, математика, биология… Не секрет, что педагоги общаются с учениками в социальных сетях. Это хорошо. Но и здесь необходимо соблюдать культуру речи. Ко мне подошла как-то ученица и сказала: «Представляете, я учителю географии написала в соцсети письмо по всем правилам русского языка, все знаки препинания несколько раз проверила, подробно написала цель своего обращения, извинилась за то, что пропустила несколько занятий и попросила дать возможность их отработать. А учитель на все это ответила только двумя буквами: «Ок». Есть над чем задуматься.
Р.В. – Тревожит ли вас, как филолога, массовое присутствие иностранных слов в нашей речи?
Е.Б. – Я не против иностранных заимствований, потому что мир движется вперед, язык развивается. Но все хорошо в меру. Детям надо объяснять значение и смысл новомодных слов, приводить примеры синонимов на русском языке. Только тогда школьники будут употреблять иностранные слова в нужном месте и в нужное время.
Я люблю приводить детям в пример спор «карамзинистов» с «шишковистами», когда последние пытались все заимствованные слова переделать на русский язык, доводя это до абсурда. Достаточно вспомнить пародийную фразу: «Хорошилище грядет по гульбищу со ристалища на позорище в мокроступах». «Шишковисты» говорили, что не нужно употреблять слово «аудитория» – предлагали заменить его на «слушалище», а «бильярд» – на «шарокат». Чтобы нам не повторять таких ошибок, очень важно видеть и соблюдать грань между заимствованной лексикой и русскими словами.
Александр Сергеевич Пушкин – настоящий образец любви к родному языку, у него был огромный словарный запас. Вспомним «Сказку о царе Салтане». В ней, по подсчетам ученых, только одно заимствованное слово – «флот». Поэтому красиво говорить, ярко и эмоционально выражать свои мысли можно и на родном языке.
Кстати, вы заметили, что когда мы говорим о русском языке, то часто употребляем прилагательное «родной». А если углубиться в семантику слова, мы увидим корень «род». Поэтому дети должны всегда помнить о своих корнях, гордиться своим языком и достойно им владеть.
Вероника Шелякина Статья опубликована в номере 99 (5140) от 07 июня 2016