Профильные классы – возможность выбора

Фото: 7info.ru
  • 15 мая в РИА «7 новостей» состоялся «круглый стол» на тему профильного обучения в старших классах школы. В обсуждении приняли участие консультант отдела общего образования министерства образования и молодёжной политики Рязанской области Светлана Рябцева, начальник управления образования и молодёжной политики администрации Рязани Алексей Зимин, ректор РИРО, депутат Рязанской гордумы Андрей Кашаев, директор лицея №52 Ангелина Малистова.

    – Скоро девятиклассники будут сдавать экзамены и выбирать, где и как им продолжать учиться. Восьмиклассники в некоторых учебных заведениях с особым статусом тоже определяются с профилем обучения и будущей профессией. Для чего в школах организуются профильные классы, в чём их преимущество и предназначение?

    Алексей Зимин: Профильное образование позволяет в более полной мере учесть способности и возможности ребят в старших классах, создать определённые условия, программы обучения, изменить структуру и содержание учебного процесса, чтобы дать им возможность реализовать себя в избранных ими направлениях. В 9-11 классах мы стараемся перевести старшеклассников на профиль, где они активно реализуют свои способности.  На сегодняшний день в 32 рязанских школах ведётся профильное обучение по 12 направлениям.

    – Как формируются профильные классы?

    Алексей Зимин:   Такие классы могут быть созданы на базе любой школы. Они формируются на основе потребности самих учеников и их родителей. Начиная с 8-9-х классов проводятся опросы, сбор информации о том,  в какие профили хотели бы пойти ребята в соответствии с  планами, которые они строят на последующее образование. Дальше заместители директора, классные руководители, психологи определяют возможные профили у тех или иных детей, после чего педагогический коллектив принимает решение о создании профильных классов. Информация о профильном обучении размещается на сайте образовательного учреждения.

    – Какие профили являются наиболее востребованными? Существуют ли редкие специализации?

    Алексей Зимин: Наиболее востребованные профили обучения в Рязани: физико-математический и технологический – на сегодняшний день в 37% школ нашего города существуют такие классы; социально-гуманитарный – для детей, которые в перспективе поступают на гуманитарные направления в вузы; химико-биологический. Специфический профиль – медицинский, он очень близок к химико-биологическому.

    Светлана Рябцева : Правовая основа региональной политики по функционированию профильного обучения заложена в федеральном законе об образовании. Закон говорит о том, что обучение на дифференцированной основе возможно в любой школе, на уровне правительства определён норматив, по которому организуются эти классы для школ. Любая школа может открыть профильные классы, но при этом педагоги должны понимать, что несут ответственность за ту программу, которую они будут реализовывать, за возможности, которые они обязаны предоставить обучающимся. Учащийся профильного класса должен показывать по избранным профильным предметам результат намного выше, чем в общеобразовательном классе.

    – В Рязани возможность профильного обучения предоставляют многие школы, а доступно ли оно в районах области?

    Светлана Рябцева: Большинство профильных классов работают в Рязани. Профильное обучение сегодня доступно в Спасском районе, в Касимове, в Пронском районе – в виде профильных групп, но не профильных классов.

    – Что, кроме желания детей и родителей, учитывается при формировании профильных классов?

    Ангелина Малистова: Учитывается и прохождение основной программы, и особые результаты в тех предметах, которые дальше будут профильными, – например, победы и призовые места в олимпиадах, интеллектуальные способности и, конечно, выбор будущей профессии.

    – Как в школах сегодня помогают определиться с выбором будущей профессии?

    Андрей Кашаев: Профориентация – один из самых актуальных вопросов, губернатор Рязанской области Николай Любимов поставил задачу активно и серьёзно заниматься этим направлением. Институт развития образования совместно с Центром гуманитарных технологий при факультете психологии МГУ проводит в регионе профессиональное тестирование, которое позволяет своевременно выявлять те траектории, которые может успешно осваивать ученик, исходя из его способностей и наклонностей, интересов. Этого компонента всегда не хватало в нашей системе образования. Существовала масса тестов, но те, которые действительно были опробированы на уровне федерации, отсутствовали. В прошлом году областное правительство инициировало тестирование по определению профессиональных склонностей учеников 8-11-х классов, более 27 тысяч школьников  из 270 образовательных учреждений прошли это тестирование. Оно проводилось в основном онлайн, но было и бланковое тестирование. Результаты были доставлены ученикам и их родителям в личный кабинет. Когда родители и дети видят результат тестов, их решения становятся более взвешенными. Такая практика должна быть продолжена, возможно, такие исследования нужно будет делать и на уровне среднего звена.

    Мы неспроста говорим сегодня о профильности и профориентации, в их основе лежат две стратегические задачи. Во-первых, это здоровье населения, ведь если человек выполняет ту работу, которая ему нравится, получает за это деньги, если ему родители рекомендуют, но не навязывают свою точку зрения, отличную от его внутренней потребности, то, безусловно, это улучшает и самочувствие человека. Во-вторых, социально-экономическое развитие всей страны также связано с этим: человек, который приносит пользу, радуясь своей работе и этим результатам, с удовольствием идёт на работу и с удовольствием идёт домой. Мы все об этом мечтаем, и мечты должны сбываться, но для того, чтобы они сбывались президент и правительство Рязанской области об этом говорят и ставят серьёзные задачи, которые необходимо решать. Далеко не во всех регионах пока уделяют такое внимание профориентации, наша область – в числе лидеров. Мы надеемся, что это хорошо скажется на образовательном процессе и его результатах.

    – Как уже было сказано, ещё одним способом определиться с выбором профиля обучения и будущей профессия является олимпиады. Как и кто участвует в них?

    Андрей Кашаев: Олимпиада – это, так сказать, не массовый спорт, а спорт высоких достижений. Но все, кто включается в олимпиадное движение, чётко расставляет для себя внутренние акценты: идти по этому направлению или не идти. Олимпиады развивают, усиливают ощущение правильного выбора или, наоборот, заставляют от него отказаться и подумать о чём-то ещё. Сегодня в олимпиадах различного уровня у нас участвуют тысячи детей, потому что мы включаем на уровне школы всех желающих.

    К участию в олимпиадах привлекает и то, что результат как-то будет учтён при поступлении: очень многие учащиеся собирают портфолио, которое оценивается во многих вузах.

    – Углубленное изучение некоторых предметов, например,  физики, химии, биологии, требует определённой материальной базы. Насколько школы с таким профилем оснащены необходимым оборудованием?

    Алексей Зимин: Вопрос материально-технического оснащения школ стоит очень остро, и мы стараемся приводить его в соответствие с теми требованиями, которые сегодня ставит перед нами внешняя среда, рынок труда. Но угнаться за развитием технологий достаточно сложно, это требует очень больших финансовых затрат. В то же время образовательные учреждения, которые вводят профильное образование, по максимуму стараются удовлетворить потребность в необходимом оборудовании, используют для этого специально оснащённые площадки вузов, базы предприятий, с которыми они сотрудничают и взаимодействуют. Хочу отметить, что новые школы у нас сегодня все оснащаются в соответствии с федеральными стандартами.

    Ангелина Малистова: В лицее №52 с года основания функционируют физико-математическое и химико-биологическое направления, и у нас достаточно хорошая база для того, чтобы изучать физику и химию на углублённом уровне: лаборатории оборудованы для практических занятий. Например, кабинет химии – один из немногих в городе оснащён газовыми горелками, и ученики не только в интернете могут посмотреть, как происходит та или иная реакция, а могут сами непосредственно её получить. Практическая часть присутствует и во внеурочной деятельности.

    – Школы с особым статусом изначально создавались для одарённых детей. Как в таких школах, как ваша, происходит отбор в профильные классы?

    Ангелина Малистова: Обучаться в начальных классах  и среднем звене в лицее по новой нормативной базе сейчас может любой ребёнок. В старших классах, профильных и предпрофильных, существует не то чтобы отбор, но иногда дети, иногда родители понимают, что тяжело, поэтому остаются те, кто справляется с программой.

    – А что такое предпрофильное обучение?

    Ангелина Малистова: Предпрофильный класс  у нас 9-й, туда идут учиться, чтобы понять, по силам ли им профильное обучение в более старших классах и определиться, какой же профиль ученику необходим. Кроме того, это хорошая помощь, чтобы сдать в 9-м классе госэкзамен.

    – Многие девятиклассники и их родители стоят перед выбором – менять ли школу, привычный коллектив ради профильного обучения. Как вы думаете, стоит ли это делать?

    Ангелина Владимировна: Это зависит от ученика, ситуации в семье, от темперамента человека: кому-то легко всё менять, кому-то сложно, кто-то всегда ищет перемен, хочет узнать что-то новое, завести новых друзей, а кто-то этого избегает. Те, кто мотивирован на изучение определённых предметов, всегда ищут такую возможность.

    Алексей Зимин: По статистике, примерно 60% учеников продолжают обучение в 10-11-х классах, но меняет школу, как правило, незначительное количество детей, обычно они остаются в профильных классах в своих школах. На это влияет много факторов, в каждом случае нужно индивидуально подходить. Выбор зависит от того, насколько ребёнок готов к смене школы, учителей, коллектива, привычного маршрута.

    – Кроме профильных классов, в нашем образовании существует возможность обучения по индивидуальному учебному плану. В каких школах старшеклассники могут учиться по такой системе?

    Алексей Зимин: Опыт реализации обучения по индивидуальным программам у нас есть:  в школе №1, лицее №4, школе №51 уже реализуется обучение по индивидуальным учебным планам, где классно-урочная система уступает место предметно-групповой, где организуются учебные группы разной направленности с учётом потребности учеников. Мы готовы масштабировать этот опыт в случае необходимости.

     
    По теме
     
    Окружной форум добровольцев «Будущее за волонтерами!» - Администрация Кораблинского района В Рязани с 17 по 20 сентября 2018 года прошел Окружной форум добровольцев, который собрал более 300 волонтёров Центрального и Северо-Западного федеральных округов из 29 регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска,
    24.09.2018
    Юннатская ярмарка – 2018 - Администрация Кораблинского района 20 сентября обучающиеся МОУ «Яблоневская ОШ» Кулагин Арсений, Кулагин Егор, Столярова Юлия и Павленко Анастасия приняли участие в областной «Юннатской ярмарке – 2018».
    24.09.2018
    Опубликовано: 24.09.2018 17:45 | Печать | Просмотров: 3 С юных лет, с момента выбора профессии и образовательного профиля у гражданина закладываются основы его будущей карьеры,
    24.09.2018
     
    С начала года более 600 сотрудников «Рязаньэнерго» повысили квалификацию - Rzn.Info С начала года 608 сотрудников филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» — «Рязаньэнерго» прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по различным темам и направлениям.
    24.09.2018
    biomed-2018 - РГРТУ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Рязанский государственный радиотехнический университет проводят 4-6 декабря 2018 года XXXI Всероссийскую научно-техническую конференцию студентов,
    24.09.2018
     
    Желудевая «плеяда» - Рязань Вести Нынешняя осень выдалась урожайной: сады завалены яблоками, а дубовые леса – желудями.
    23.09.2018 Рязань Вести
    24 сентября 2018 года в МОУ «Яблоневская основная школа» Кораблинского района, прошло награждения спортсменов знаками отличия ВФСК ГТО (Готов к труду и обороне) - Администрация Кораблинского района Награждение провели директор школы Клименко Татьяна Ивановна и учитель физической культуры Фишман Аркадий Владимирович.
    25.09.2018 Администрация Кораблинского района
    В учреждении открылся Центр учебно-исследовательской работы учащихся, созданный как базовая площадка для школьников, интересующихся естествознанием.
    17.09.2018 Вечерняя Рязань
     В Касимове 70-летний мужчина застрелил и расчленил своего сына Вечером 23 декабря 2017 года 70-летний житель города Касимов Рязанской области в своем доме ходе ссоры застрелил из огнестрельного гладкоствольного охотнич
    24.09.2018 Новая газета
    Посещение музея кадетами - Музеи Рязанской области Кораблинский краеведческий музей посетили кадеты из православного военно – патриотического кадетского класса «Казак России», созданного при Покровском храме.
    25.09.2018 Музеи Рязанской области
    Гости из Санкт-Петербурга - Музеи Рязанской области 23 сентября Музей обороны и тыла впервые посетили военнослужащие войсковой части 53195 и курсанты Михайловской артиллерийской академии из г. Санкт-Петербург Сотрудники музея провели для гостей обзорную экскурсию,
    25.09.2018 Музеи Рязанской области
    На этот раз он будет посвящён Всемирному Дню туризма Напомним , первый фестиваль туристических маршрутов «Твоя Рязань» прошёл в областном центре 4 августа и стал подарком ко Дню города.
    24.09.2018 Вечерняя Рязань
     «Личное алиби» с Анатолием Обыдёнкиным В прошлом номере нашей газеты рубрики «Личное алиби» не было – я глянул на анонсы мероприятий середины сентября и понял, что достойный ряд из предложенного не складывается.
    20.09.2018 Новая газета
    ХОККЕЙ: Победное шествие продолжается! - Рязань Вести В родных стенах в нынешнем сезоне ХК «Рязань» непобедим. Третий матч в «ВХЛ – Кубке Шелкового пути» проводили «горожане» на льду Дворца «Олимпийский» и одержали третью победу!
    24.09.2018 Рязань Вести
    В традиционном легкоатлетическом кроссе 23 сентября приняли участие около тысячи человек Как сообщили в пресс-службе городской администрации, в состязаниях участвовали профессионалы и спортсмены-любители,
    24.09.2018 Вечерняя Рязань
      Андрей Кириленко взывает к Николаю Любимову В понедельник, 17 сентября, президент Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрей Кириленко направил письмо губернатору Рязанской области Николаю Любимову.
    18.09.2018 Новая газета
    Описание - Вечерняя Рязань На месте происшествия погибли два человека В пресс-службе регионального УМВД сообщили, что авария произошла днём 24 сентября на 218 километре автодороги «Калуга - Тула - Михайлов – Рязань».
    25.09.2018 Вечерняя Рязань
    Вчера примерно в 13.50 на 218-м километре автодороги «Калуга-Тула-Михайлов–Рязань» в Михайловском районе 30-летняя жительница Михайловского района, управляя автомобилем «ВАЗ-2107», по предварительным данным,
    25.09.2018 Рязань Вести
    При проведении Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям во взаимодействии с УГИБДД УМВД России по Тамбовской области совместных рейдовых мероприятий по соблюдению законодательства Российской Федер
    25.09.2018 Россельхознадзор