По итогам конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей, который проводил недавно национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», звание лауреата в номинации «Достижения в искусстве» получила педагог дополнительного образования Рязанского областного центра эстетического воспитания Ирина Звездочкина – за подготовку комплекса программ «Искусство слова».
«Литинститут» для районов
Возможно, кто-то из читателей удивится: «А что, у нас есть такой центр?» Может быть, кто-то из пришедших недавно в районные отделы образования работников вспомнит: «Да, приходило к нам из этого центра письмо с просьбой порекомендовать кого-нибудь из ребят в очно-заочную областную школу литературного творчества, но не дошли до этого руки».
В последнее время, как мне сказали, такое случается. А жаль.
Говорят, что идею школы, которой теперь почти 15 лет, подал когда-то московский поэт Владимир Викторович Портнов, давний друг рязанцев со времен организации в нашем городе ставших теперь легендарными конкурсов «Начало», «Слово доброе посеять». А как болел душой Александр Дмитриевич Канунников, который руководил тогда областной системой образования и был сам родом из села, за то, что мало детей из районов на этих конкурсах отмечается! А директор центра эстетического воспитания Наталья Викторовна Приходько до сих пор вспоминает, как однажды юные городские поэты заносчиво критиковали своего сельского собрата по перу.
Все эти импульсы и послужили тому, чтобы воплотить в жизнь мысль о своего рода маленьком «Литинституте» для детей с периферии, который давал бы им адресную поддержку в развитии склонности к поэзии, прозе, журналистике. В наши дни это можно делать, привлекая Интернет, а в самом начале все шло путем переписки: из школы посылали письма с заданиями в районы – получали от ребят ответы. И еще два раза в год ученики и педагоги очно встречались в Рязани.
Звезда Зведочкиной
Легко ли было подобрать человека, который вершил бы в школе все эти дела, да еще за скромную зарплату педагога дополнительного образования? Вопрос чисто символический.
Но, видно, судьба с самого начала благоволила творческой школе, и нашелся труженик, подвижник, который не только по образованию своему (учитель русского языка и литературы), но и, если хотите, по происхождению был прямо предназначен для работы с маленькими литераторами из народа. Речь идет об Ирине Ивановне Звездочкиной. Она тоже сельчанка, из Нармы Ермишинского района. Весь уклад жизни и учеба в школе, где одним из преподавателей словесности была ее мама, привели к тому, что книга, литература для нее – самое главное в жизни.
Но когда на очных семинарах кто-то из ребят просит Ирину Ивановну прочитать что-то «свое», то с удивлением слышит: «А я ничего не сочиняю». Откроем секрет: были когда-то сочинения, но понимание того, что такое литература и вкус, сделали свое дело. На встречах в Рязани ребята имеют возможность видеть «вживую» поэтов, прозаиков, журналистов, которые беседуют с ними о секретах литературного мастерства. А что же Ирина Ивановна? Она должна напитать своих питомцев теорией, то есть в какой-то степени выполнить роль Сальери, который «разъял» музыку гениального Моцарта и поверил алгеброй гармонию.
Постепенно у Звездочкиной родились и с годами накопились программы, состоящие из отдельных курсов: «Основы стихосложения», «Поэтические имена», «Изобразительные средства русского языка», «Мир художественной прозы» и другие, признав уникальность, актуальность и новизну которых, жюри из компетентных специалистов НИУ ВШЭ и решило дать Ирине Ивановне звание лауреата.
Неожиданное открытие
Когда педагоги центра готовились к конкурсу и изнывали от составления различных отчетных бумаг, они, сами того не ожидая, пришли к удивившим их результатам. Оказывается, за время существования очно-заочной школы в ней прошло обучение более 600 детей, издано 8 литературных сборников, опубликовано около 100 творческих работ. Кроме того, получено 103 диплома победителя, 32 школьника были номинированы на именную стипендию губернатора области, а 24 ребенка стали обладателями премии Президента России. Получается, что в какие-то годы президентскую премию получили сразу два питомца школы? Выходит, так. И педагоги помнят, как одна из сельских лауреаток с восторгом воскликнула: «Да мы на эти пять тысяч будем всей семьей целый месяц жить!»
Чем деревня лучше города
После таких результатов можно было бы, наверное, сказать о преодолении в областной образовательной системе разницы между городом и селом, но вот некоторые считают, что не надо ее преодолевать. На одном из всероссийских детских литературных конкурсов (а за 15 лет питомцы школы участвовали во многих и разных из них) Ирина Ивановна услышала рассуждения члена жюри, что вот, мол, городские дети, хотя и обладают достаточными знаниями и техникой, но, живя на асфальте, не могут «вырастить» на нем чего-то удивительного, оригинального, что больше дается сельским ребятам, питающимся соками родной земли.
Таня Хлусова из Сынтула Касимовского района, чей первый сборник стихов «Мой дом» центр выпустил в 2007 году, написала в одном из своих стихотворений: «Я стою придорожной смородиной…» Это она, девочка из семьи, где главной кормилицей была корова, увидела ее «очи»… «На иконах пречистых святых»… На свой первый семинар в центр девочка привезла с собой тетрадку стихов, написанных малопонятным для других почерком. С какой бережностью перепечатывали их в центре, чтобы отослать в Москву Владимиру Викторовичу Портнову и сверить с ним свое впечатление: «Это настоящий талант!» Он согласился и взял над Татьяной шефство. В 2010 году девушка получила престижную литературную премию имени И.А. Бунина в номинации «Открытие года». Татьяна Салекина (Хлусова) стала врачом, живет в Сынтуле, имеет семью с четырьмя детьми и по-прежнему пишет стихи.
Кем быть или – каким?
Одаренность ребенка, его непохожесть на других не всегда по-хорошему воспринимается окружающими: «Какой-то чудной», и это рождает проблемы. Детям необходимо как можно чаще быть в своей среде, и центр организует летний литературный отряд в лагере «Радуга». «Только в нашем лагере, – смеясь, рассказывает И.И. Звездочкина, – дети после отбоя иногда прячутся от воспитателя не затем, чтобы поозорничать, а… почитать стихи, которые только что написали».
Каждый ребенок должен быть поддержан в своем стремлении к творчеству. Школьница из села Гремячки Скопинского района Саша Комкова присылала в очно-заочную школу прозу довольно непривычного жанра – сказки. В них был один удивительный персонаж – Осень, покинутая девушка, которая считает своим призванием золотить листья. Девочкой в школе заинтересовались и стали с ней общаться. Закончив литературную школу и затем выучившись на педагога, Александра Викторовна Комкова сама работает сейчас в центре эстетического воспитания, вышла ее книга «Сказки волшебного леса».
Школа гордится успехом своего питомца Александра Евдокимова, когда-то учащегося из Александро-Невского. Он тоже закончил филфак, а его бунтарская лирика нашла свое признание на всероссийском фестивале «Студенческая весна», где он первым из рязанцев взял Гран-при.
Питомцы школы имеют возможность развивать все грани творчества: пишут басни, литературную критику, авторские песни, публицистические статьи… Многие, как уже сказано, идут на филфак – получать профессию учителя, журналиста, ими потом и становятся… Но главное даже не кем быть, а – каким? Школа дает мощную «прививку» от пошлости, буквально затопившей нашу жизнь, где, например, благодаря рекламе, прямо на грань жизни и смерти ставится вопрос: купить или не купить за полцены кастрюлю в посудоцентре?..
Отличать зряшное от настоящего – вот чему учат в этой школе. Поэтому иногда педагоги радуются и… слезам. «Ты почему плачешь, Алиса?» – спросили на занятиях одну девочку. «Мне никогда не написать так, как Настя», – ответила она.
Татьяна Банникова