Письма блаженной Матроне

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: www.blagovesti.ru

29 июля – день памяти блаженной Матроны Анемнясевской
Село Анемнясево, в котором родилась блаженная Матрона (Матрена Григорьевна Белякова, 1864-1936 гг.), находится в Касимовском районе Рязанской области, в древнем мещерском краю. К блаженной Матроне притекали верующие из разных уголков России при ее жизни, притекают и сейчас, после того, как в Анемнясево построили часовню в ее память.

Интересно, что практически сразу же после постройки эта часовня была вся в записках от почитателей блаженной Матроны. Записки эти во множестве вставлялись в зазоры обшивки часовни. Совершавший в ней молебны протоиерей Серафим Правдолюбов брал эти записки и прочитывал, поскольку там были имена на поминовение о здравии. «Умилительно читать эти записки, – говорит отец Серафим. – Они похожи на теплые письма близкому человеку».

Традиция обращаться к Матронушке в письменной форме не случайна. Еще при ее жизни вереницы людей ежедневно тянулись к блаженной испросить помощи в тех или иных нуждах. А те, кто не имел возможности побывать у Матронушки лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них или же передавали записочки через своих знакомых.

В анемнясевской часовне есть солидная тетрадь с записями современных свидетельств благодатной помощи блаженной Матроны, прославленной в лике святых в 1999 году. Но и эти записи больше похожи на письма: «Матронушка, родная, благодарю тебя, что помогла моему сыну Артему. По твоим молитвам он попал в хорошие войска, хорошо отслужил и вернулся домой живым и невредимым»; «Даже не знаем, как благодарить тебя, Матронушка, за наше семейное счастье. Ведь у нас, которых врачи бездетными признали, по молитвам к тебе сыночек родился. Благослови, матушка, на зачатие второго ребенка. Илья и Мария»; «Спасибо тебе, Матронушка. Мне Господь здоровьица послал. А еще извещаю тебя, что мой квартирный вопрос решился. Раба Божия Нина».

Может, кто-то в ответ на такие признания пожмет плечами и почтет это за слишком вольное обращение к блаженной. Некоторые даже считают, что к святым надо обращаться только с церковной молитвой. Но что такое молитва? По сути, это разговор, беседа. Святитель Феофан Затворник очень даже ценил молитвы-беседы как непосредственное общение с Богом и со святыми и даже рекомендовал молиться иногда своими словами.

Есть такая народная традиция – в благодарность за получение просимого приносить в храм драгоценности – золотые кольца, цепочки, крестики, которые вешают на иконе того святого, к которому обращались с просьбой о помощи. В храм Живоначальной Троицы в Москве, настоятелем которого является протоиерей Сергий Правдолюбов, много потрудившийся для прославления Матронушки в лике святых, к иконе блаженной Матроны Анемнясевской приносят искусно изготовленных... бабочек. Делается это в память того, что в детстве Матронушка любила ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не выпускаю, – этим только и грешна была...» – вспоминала сама блаженная.

А при жизни, по воспоминаниям старожилов села Анемнясево, Матронушке в благодарность приносили лакомства – конфеты, пряники, печенье. Как ребенку... Впрочем, она и была ребенком. С восьми лет у нее прекратился рост, она совершенно перестала передвигаться и до конца жизни оставалась маленькой, как восьмилетняя девочка. Платьице Матронушки, закрывавшее ее до ступней, было всего 90 сантиметров в длину. И вот к этой-то, остановившейся в своем внешнем развитии девочке, сотни людей приходили со своими нуждами, скорбями и болезнями. Приходили не только жители окрестных мест, но и из дальних уголков необъятной России. Уроженка деревни Анемнясево Нина Степановна Тареева со слов своей матери говорила, что мимо окон их дома к Матроне постоянно шел поток людей. Порой все посетить Матронушку за день не успевали и просились к ним переночевать.

Народ шел к анемнясевской блаженной, наслышанный о чудесах, происходивших по ее молитвам. Одни шли за исцелением от болезней, другие с духовными вопросами, третьи за простым житейским советом. Матронушка вникала в проблему каждого посетителя, кого-то при тяжелых обстоятельствах жизни ободряла и утешала, кого-то призывала к раскаянию за содеянные грехи, кого-то учила и наставляла. И каждому давала полезный совет, как быть в той или иной житейской ситуации. Духовник блаженной Матроны священномученик Александр Орлов (священник Пятницкой церкви, в приход которой входило Анемнясево), свидетельствовал: «Я бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам».

Особенно охотно Матрона принимала тех, кто приходил к ней с духовными вопросами. На духовные темы она могла говорить долго и со знанием предмета. А это еще более поразительно! Познать тонкости житейских дел Матронушка хоть как-то могла от своих посетителей. А вот рассуждать о духовной жизни, да так, чтобы к ней за советом обращались священники, блаженная могла научиться только от Бога. От Него же, от Подателя всяческих, Матрона научилась молиться. Никогда не читавшая ни Евангелия, ни молитвослова, ни акафистника, анемнясевская блаженная наизусть знала и молитвы, и многие акафисты, и церковные песнопения. Известно, что по ее молитвам свершались чудеса. Люди исцелялись как от неизлечимых телесных болезней, так и от болезней духовных. Но нам надо знать и другое. Никакой святой ничего не может свершить без Божьего произволения. Потому не всегда могла Матронушка исцелять своими молитвами.

Протоиерей Александр Куропаткин говорил об этом так:
«Вот был такой случай. Ходила к Матроне моя мама Анастасия Егоровна. Тогда, в годы гражданской войны, в нашу деревню Култуки (Рязанской области, Клепиковского района. – И.Е.) вернулся мой дядя Филипп, воевавший сначала на стороне Белой армии, а потом Красной. Приехал он после тяжелого ранения, практически умирающим. И вот моя мама из Култуков через Иванково, Ветчаны и Малахово, по старой прямой дороге на Анемнясево, ходила к Матроне, чтобы попросить ее помолиться о здравии своего брата. Она была женщиной верующей, и сама молилась о нем, и Матрону просила. Но, к сожалению, блаженная не смогла ей помочь. Филипп умер.

Этот случай примечателен и назидателен. О чем он нам говорит? О том, что даже святые люди, творящие молитвой чудеса, не всегда и не всем могут помочь. Не надо забывать, что они не Бог, что они являются только проводниками творящей чудеса Божией силы. Среди некоторых людей есть такое предубеждение, что если очень усердно просить о помощи того или иного святого, по молитвам к которому творятся чудеса, то он обязательно поможет. Но так бывает не всегда. Потому, даже не получая просимое, верующий человек должен понимать, что на все воля Божия, изменить которую не могут своими молитвами даже самые великие святые. Но почитание святых и не должно быть основано только на чудесах. Главное в их подвижнической жизни, что они приводили людей к Богу, научали жить по евангельским заповедям и наставляли на путь, ведущий в Царствие Небесное».

Собственно, даже и чудеса, которые случались по молитвам блаженной Матроны, имели целью приводить людей к Богу. «Приводить людей к Богу – это, пожалуй, было самое главное в жизни Матронушки, – считает отец Серафим Правдолюбов. – Она это делала при жизни, она продолжает делать это и сейчас. Иногда человек, когда что-то хорошее происходит, на что он уже и не рассчитывал, не надеялся, говорит: “А Бог-то есть...”»

Много помогавшая другим людям, сама Матронушка несла тяжелый крест страданий. По сути, вся ее жизнь была мученичеством. Однако не само по себе мученичество является определяющим ее жизнь. Что подразумевается под этим, можно понять на следующем примере. В Касимовской епархии в храме святого мученика Диомида есть примечательная икона двух блаженных Матрон – Московской и Анемнясевской. А в центре этой иконы изображена «Новоникитская» икона Божией Матери, на которой Богомладенец Христос держит Крест – как символ страданий. Крест изображен не полностью, потому что главная мысль «Новоникитской» иконы – не страдания Христа, а Его благословение и помощь нам в несении наших крестов. Потому, в конечном счете, на иконе двух блаженных Матрон центром является благословляющая рука Богомладенца. Этот образ говорит о необходимости терпеливо проносить по жизни свой крест, помня о том, что в его несении людям помогают Сам Господь и святые Божии угодники, среди которых светлой путеводной звездочкой сияет нам святая блаженная Матрона Анемнясевская, всем родная, всем близкая Матронушка.

Да еще как сияет! Даже до Татарстана ее свет доходит. Вот какую примечательную запись я прочитал в находящейся в анемнясевской часовне тетради для посетителей: «Я приехала из Татарской республики, из Казани, потому что Матронушка приснилась мне и сказала приехать и помолиться. Благодарим Бога и святую матушку Матрону за то, что дала знать о себе и привела в гости». Как же это по-русски, по-православному! Как хорошо! Ведь человек приехал не за чудесами, не за исцелением от какой-либо болезни, не за тем, чтобы попросить что-то, и даже не за тем, чтобы поблагодарить за что-то. Приехал, чтобы соприкоснуться со святостью. А как по-простому, как по-человечески произошло это соприкосновение!

Почитание блаженной Матроны Анемнясевской, любовь к ней передается из поколения в поколение. Вот еще одна запись из этой тетради: «8 мая 2016 года. Благодарю святую блаженную матушку Матрону, что помогла моему прадеду Владимиру из деревни Норино и излечила его от болезни. Это было очень давно, при ее жизни. Правнук Павел».

Верим: будет жить, будет стоять неколебимо православная Россия, пока будут в ней благодарные «правнуки Павлы», чтущие святость своего народа.

Игорь Евсин

PS. 28 июля 2016 г. в селе Анемнясево епископ Касимовский и Сасовский Дионисий освятил храм в честь блаженной Матроны Анемнясевской.

 
По теме
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
В новом выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк размышляет о том, каким искушениям подвергается человек, вставая на путь воздержания, и как можно с ними справиться.
В новом цикле программ "Душевная вечеря" ведущие игумен Лука (Степанов) и журналист Елена Фетисова разбирают художественные, литературные, музыкальные и кинематографические произведения искусства,
Молодежный межвузовский отряд «Теограм» приглашает на дискуссию «Толерантность в деле духовном: от истории термина до практики жизни», которая состоится в рамках проекта «Ровесник века» 1 апреля.
В комплексном центре социального обслуживания населения Рязани 25 марта состоялась православная беседа ««Апостол» – шедевр полиграфического искусства», посвященная 460-летию со дня выхода в свет первой печатной книги на Руси.
В очередном выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк предлагает задуматься об одном из самых незаметных, и при этом одном из самых частых наших грехов - об осуждении.
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
Рязанская епархия
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Городской конкурс чтецов - Центральная библиотека 26 марта в Центральной библиотеке имени А.В. Ганзен состоялся городской конкурс чтецов «Сердце семьи», посвященный творчеству Елены Александровны Благининой – русской советской поэтессы, переводчицы и мемуаристки,
Центральная библиотека
Первопечатник Иван Федоров - ЦБ Спасского района 26 марта 2024 года для учащихся 10-11 классов Спасской городской школы сотрудники отдела обслуживания читателей провели интеллектуальную викторину «Первопечатник Иван Федоров».
ЦБ Спасского района