4 октября в преддверии Дня учителя в Рязани обсудили развитие системы наставничества в учреждениях образования. Тематический круглый стол состоялся в региональной общественной приемной партии «Единая Россия». Участниками встречи стали педагоги рязанских школ и детских садов, представители министерства образования и молодежной политики Рязанской области, администрации города Рязани.
Открыла круглый стол руководитель партийной приемной, депутат Рязанской областной Думы Татьяна Панфилова , которая рассказала об обращениях от жителей, связанных с вопросами школьного образования.
Член фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, региональный координатор партийного проекта «Новая школа» Елена Митина отметила, что еще в советское время существовали традиции наставничества.
«После Послания президента РФ Федеральному Собранию эта идея получила новое развитие, – подчеркнула депутат. – Глава государства заявил, что только объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнерство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными».
По словам Елены Митиной, в рамках нового национального проекта «Образование», к реализации которого сейчас приступает федеральное министерство просвещения, отдельно выделено направление «Учитель будущего».
«В нем предусмотрена новая система учительского роста. Будут введены новые должности педагогических работников, такие как учитель-методист и учитель-наставник. Надо понимать, что учитель-наставник – это не просто учитель, который ведет часы, а после этого занимается с педагогами. Это совсем иная нагрузка, определенный уровень заработной платы, определенные компетенции. Предлагаю обсудить эти вопросы», – пригласила к разговору Елена Митина.
Начальник управления министерства образования и молодежной политики Рязанской области Александр Лощинин рассказал, что в системе образования региона можно выделить три модели наставничества: «учитель – учитель», «ученик – ученик», «мастер производственного обучения – обучающийся».
«В одних учреждениях наставничество прописано в специальных положениях, за эту деятельность идет доплата, а где-то наставники действуют на общественных началах, – пояснил он. – В планах министерства – распространение практик наставничества, установление отдельных номинаций в рамках профессиональных конкурсов педагогов, внедрение ведомственных отраслевых знаков отличия «Почетный наставник».
По мнению заместителя главы администрации Рязани Елены Сорокиной , в современных условиях наставничество – самый эффективный способ быстрого повышения квалификации педагогов.
«К примеру, на городском уровне реализуется проект по освоению цифровых технологий в режиме наставничества, причем свои знания в этой сфере опытным педагогам передают более молодые коллеги. Хорошо развита в Рязани система наставничества по отношению к руководящим кадрам образовательных организаций», – уточнила Елена Сорокина.
Директор Центра мониторинга и сопровождения образования города Рязани Татьяна Харькова добавила, что в 2017 году центр запустил двухгодичный конкурс «Лучший наставник». В нем участвуют 78 воспитателей детских садов и 16 педагогов школ, в настоящее время проводится промежуточное тестирование. Также в областном центре реализуются такие проекты, как «Школа методического мастерства», предметные лаборатории и ряд других.
О системе наставничества в своих учебных заведениях рассказали директора рязанских школ №№ 39 и 69 Ольга Сафронова и Татьяна Детко , мнением поделилась руководитель Рязанского регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания» Ольга Маслюк .
Выступавшие отметили, что наставники помогают молодому педагогу адаптироваться к новому месту работу, новому коллективу, получить важные профессиональные навыки. При этом участники круглого стола обратили внимание на кадровую проблему и необходимость разработки системы мотивации для наставников.