Образование или торт «Наполеон»?

Мысли накануне нового учебного года Фото: Дмитрий Осинин.

В первые декады августа учителя еще отдыхали. А теперь начинаются традиционные, предваряющие новый учебный год совещания. Главный вопрос на них  – как учить детей дальше? Проблема эта заботит, можно сказать, всех. У кого-то особенную тревогу вызывает недооценка, по их мнению, гуманитарного образования. Высказаться на этот счет мы попросили художника-педагога Александра Николаевича Бабия, ответственного секретаря Рязанского областного отделения Союза писателей России Раису Николаевну Купавскую и декана факультета русской филологии и национальной культуры Кирилла Васильевича Алексеева. Вот какими мыслями они поделились.

Александр Бабий:
«Надо отказаться от  пошлости».

– Сейчас все жалуются на молодежь, какая она плохая. Так было всегда. Я недавно сочинил стихотворение «Разговор с прапра­правнуком», в котором он мне, тоже когда-то не признававшему никаких авторитетов, говорит примерно следующее: «Старик, ты глуп, пришли иные времена, им власть дана». Думаю, что и мой пока воображаемый потомок с годами подправит свои взгляды на жизнь, подтверждая правоту слов Марка Твена: «Чем старше я становлюсь, тем больше удивляюсь, как умнеет мой отец». Но признание того, что вместе с преходящими есть и вечные ценности, дано понять не всем и не само собой, а под влиянием добрых и мудрых людей. Я был в молодости, наверное, одним из первых абстракционистов в Рязани и считал, что всякое другое искусство  – ерунда. Но преподаватель черчения в нашем художественном училище Николай Сергеевич Денисов, который читал нам на своих уроках (на черчении!) куски из потрясающих рассказов Чехова, да Лев Николаевич Никонов (он вел литературу и заставлял нас многое из классики выучивать наизусть) как-то очень умно, ненавязчиво способствовали тому, чтобы вправились мои мозги. Особенно глубокий след в моей душе оставил Андрей Николаевич Молчанов. Да, он основательно учил художественному ремеслу, но, будучи питомцем классической гимназии, имел разносторонние глубокие знания и старался расширить наши представления о мире, о том, что действительно ценно во все времена.

Было все это в 50-х годах. Гуманитарному образованию тогда придавалось очень большое значение  – даже в технических учебных заведениях. В школе литература была самым трудным предметом. Я поспрашивал недавно нынешних старше­классников, что для них самое сложное. Все в один голос: «Физика, математика». О литературе никто и не заикнулся. А ведь когда в школе за этот предмет спрашивали, образование у нас считалось лучшим в мире.

Потом постепенно стало что-то утрачиваться, преемственность в нашем образовании нарушилась. В 70-х годах я работал в рязанской школе №20, и замечательная учительница математики Елизавета Никифоровна Рахванова, ученики которой были на особом счету у математического факультета МГУ, просила меня: «Саша, когда пойдете с ребятами сдавать макулатуру, выберите, пожалуйста, из нее учебники Киселева и Ларичева и принесите мне».

В 90-х, сменив не только идеологические, но и нравственные ориентиры, мы отреклись в образовании от всего своего, что десятилетиями, а то и веками было выверено: «Запад нам поможет»… И это не могло привести к хорошему. Не зря учительский стачком, в который я входил, требовал не только выплатить зарплату учителям, но и послать подальше «благодетеля» Сороса, за деньги которого тогда некоторые ухватились. В результате переделок на чужой лад мы утратили понимание того, как много значит для молодежи гуманитарное образование. Все наше общество это утратило, прониклось пошлыми, меркантильными идейками и напоминает мне порой пропитанный кремом торт «Наполеон». Современное образование  – и причина этого, и следствие.

Мне хочется, чтобы педагоги осознали и неформально обсудили данную проблему на августовских совещаниях. К сожалению, в последние годы мы научились говорить интересно о формальном. Писать формальные бумаги, давать формальные уроки и т.д. А идеи в формальной среде не возникают.

Раиса Купавская:
«Пусть Рязаньподаст пример».

– Напомню: в недалеком прошлом Россия была самой читающей страной. Сейчас, согласно опросам, наш средний гражданин читает книги всего около девяти минут в сутки. Дети перестали к ним тянуться, предпочитая Интернет и компьютерные игры. И все это беда, страшная до того, что ее трудно осознать до конца. Для спасения нам надо сделать совершенно необходимую вещь: вернуть понимание слова  – настоящего, прекрасного, которое способно сказать обо всем. Такое слово  – принадлежность прежде всего гуманитарной сферы, к которой относятся история, обществоведение, философия… Но общественные науки действуют в первую очередь на человеческий разум. А вот в литературе слово рождает художественный образ, который действует на чувства. И это самое сильное потрясение, тем более для ребенка.

В те времена, когда я начинала учиться, в начальной школе были уроки чтения, для которых мы выучивали произведения русских классиков, чтобы потом произнести их перед всем классом. Помню, как волновалась я перед уроком, как радовалась, когда учительница хвалила за то, что читала ясно, четко, с выражением… При этом и сама я, и мои ровесники приучались посредством образов, созданных русским национальным словом, воспринимать окружающий мир и себя в нем. Мы учились тому, что так дорого для любой нации. Ведь слово формирует нацию, это фундамент, на котором она держится.

Сейчас, насколько я знаю, уроки чтения есть, но, согласно новым концепциям, они направлены несколько на другое, чем это было раньше, наукообразные, неинтересные, что, по отзывам самих же учителей, свойственно для уроков литературы и в более старших классах. К тому же число их в последние годы сократилось. Теперь, как сама я однажды убедилась, далеко не все подростки знают, кто такая Наташа Ростова. Что касается уроков русского языка, то, оказывается, для них в выпускных классах школы отведено всего по одному часу в неделю! Можно привести и другие примеры уничижительного отношения к родному языку.

Я прочитала недавно размышления одного писателя о любви и браке. Для убеждения читателей в необходимости серьезного к ним отношения автор прибегает к таким, например, словам: флуктуация, адаптация, деструкция, трюизм, декорум, диссипация и т.д. Зачем понадобилось вводить эти иностранные слова в нашу речевую сферу, хотя всем им есть полноценная замена в русском языке?

Тот же вопрос задают себе многие рязанцы, видя на городских улицах вывески разных учреждений и в первую очередь магазинов, на которых обозначены иностранные слова. Мало того, что такая реклама уже опротивела, надоела, она еще и размывает национальный язык, который, по сути, есть стяг нашего народа, он державу ведет.

Я уверена: на предстоящих педагогических совещаниях рязанские учителя будут говорить о совершенствовании преподавания русского языка и литературы. Но хочу предложить и вот что: давайте попросим нашу городскую Думу (кстати, прекрасное название городского органа власти) или потребуем (имеем право, мы депутатов выбирали), чтобы она каким-то образом навела порядок с иностранными обозначениями на вывесках, в которых нет абсолютно никакой необходимости. Народ ими повсеместно недоволен. Пусть наш город, связанный с именем всеми любимого поэта Сергея Есенина, подаст добрый пример.

Кирилл Алексеев:
«Сохранение русского языка  – элемент национальной безопасности».

– Гуманитарное образование у нас на сегодняшний день ушло даже не на второй план, а в более дальние перспективы. И это печально потому, что и те выпускники школ, которые выбрали для себя востребованные сейчас технические специальности, без осмысления гуманитарных проблем хорошими специалистами быть не смогут.

В то же время наблюдаются позитивные посылы с самого верха. Гуманитарному образованию стал уделять пристальное внимание прежде всего глава государства. Предприняты определенные шаги  – например, создано Общество русской словесности, которое возглавил Патриарх Кирилл. Есть и движение снизу. Недавно в нашем университете состоялся форум русского языка. На него съехались студенты девяти федеральных округов, которые также обеспокоены тем, в каком состоянии находится русский язык, как его изучают в школе. На эти темы были написаны работы, которые студенты привезли с собой. Прозвучали выступления и о неоправданном заимствовании иностранных слов. Все это говорит о том, что мы будем выходить из той критической ситуации, которая сложилась в гуманитарном образовании, уже выходим из нее, но путь этот предстоит длительный и нелегкий.

Недавно на нашем факультете закончила работу комиссия по приему студентов на бюджетные места. На 20 таких мест претендовало более 150 человек, был солидный конкурс, и прошли его самые достойные, набравшие по трем предметам от 250 до 290 и более баллов. Но нас даже такие показатели не очень радовали, потому что это были баллы ЕГЭ. Баллы, ставшие результатом нынешних уроков по гуманитарным предметам. На таких уроках натаскивают по принципу аналогии: не достанется этот вопрос  – попадется подобный, и по большому счету они ничего не дают ни уму, ни сердцу. Теперь мы осознаем свою ошибку, стараемся встать на правильный путь: скажем, в школьные курсы (пусть пока в урезанном виде) вернулось сочинение. Уверен: оно будет возвращено в полном объеме и станет, прежде всего, стимулом для чтения многих замечательных книг отечественных авторов. Сейчас по разрешению учителей дети проходят их иногда в кратком изложении, что когда-то будет, наверное, вспоминаться как страшный сон.

Я думаю, не случайно в новой стратегии национальной безопасности появился пункт о том, что одним из ее элементов является сохранение русского языка. Проблема эта назрела, и в плане междисциплинарных исследований мы готовим проект на данную тему.

Татьяна Банникова Статья опубликована в номере 152 (5193) от 20 августа 2016
 
По теме
В рамках Недели детской книги сотрудники библиотеки провели в школе № 10 библиотечный урок, посвященный периодическим изданиям для детей.
28 марта 2024 г. 27 марта в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.
Приглашаем преподавателей университета на курсы повышения квалификации по программе «Использование цифровых ресурсов при разработке образовательного контента».
Центры «Точка роста» — специальные образовательные центры, созданные на базе школ в принципиально новом образовательном формате - Управление образования Работа «Точек роста» в образовательных организация Кораблинского района направлена на современную подготовку детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям.
Управление образования
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Здесь читают, учатся, играют! - ЦБС города Рязани 26 марта в библиотеке-филиале № 14 МБУК «ЦБС г. Рязани» состоялась экскурсия «Здесь читают, учатся,
ЦБС города Рязани