Новый поворот

Чего требует нынешний этап развития дополнительного образования Фото: Дмитрий Осинин.

В этом году августовское совещание педагогов дополнительного образования прошло в Шилове. Главный вопрос, который на нем обсуждался,  – доступность дополнительного образования в сельской местности. Опыт работы Шиловского района можно было увидеть в заключение на примере районного дома детского творчества и центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Родник». При этом вспоминалось выступление на совещании главы администрации района Василия Фомина, где он выразил себя горячим сторонником такой формы образования и в этой связи с благодарностью говорил о своей первой учительнице.

Отдельная строка

В годы детства нынешнего многолетнего руководителя Шиловского района (а скоро исполнится 30 лет как пребывает Василий Михайлович на этом посту) термина «дополнительное образование», наверное, и не имелось, хотя учителя занимались с детьми внеклассной и внешкольной работой, действовали дворцы и дома детского творчества. Но все это было как бы «сбоку припека». Вот почему таким важным событием для дополнительного образования стало его, собственное наличие в майских указах президента Владимира Путина и последовавшая вслед за этим отдельная строка в финансовых документах. Ну, а уж если государство решило давать на что-то «специальные» деньги, оно и будет спрашивать за них. Что же требуется на сей день? Доклад на совещании министра образования Рязанской области Ольги Щетинкиной был на тему: «Задачи дополнительного образования в свете современных требований».

Не только для  маленьких

Прежде всего на повестку дня ставится вопрос: как много детей занято после учебных занятий полезным, развивающим делом? Поговоришь с заботливыми родителями, которые гордятся, что их дети и спортом увлекаются, и танцами, и хоровым пением, и складывается впечатление, что дополнительное образование охватывает почти всех школьников. Но нет: на сегодняшний день процент охвата  – 60. Ставится задача: в различных детских объединениях должно заниматься не менее трех четвертей ребят. И в первую очередь надо будет не только «охватить», но и удержать.

Дело в том, что наше дополнительное образование держится в основном на маленьких школьниках  – учащихся примерно до седьмого класса. Это они с энтузиазмом лепят, рисуют, делают мягкую игрушку… А дальше наступает «трудный» возраст, когда ребенку надо что-то «покруче». Из старшеклассников только 19 процентов остается в системе дополнительного образования. Удержать их могут дифференцированные образовательные программы, в которых есть место для удовлетворения интересов разных возрастных групп. Примером в этом могут быть педагоги Милославской средней школы, где есть своя видеостудия, занятия в которой спланированы так, что они интересны и для младших, и для старших.

При всех раскладах надо иметь в виду, что дополнительное образование для сельских детей менее доступно, чем для юных горожан. О том, что необходимо расширить возможности сельчан, двух мнений быть не может. И здесь хотелось бы сказать добро слово в адрес областных центров дополнительного образования, которые активно поддерживают работу на местах. Благодаря этому и энтузиазму педагогов именно сельские школьники (например, из Сараевского, Кадомского районов) неизменно первенствуют на областных конкурсах по школьному краеведению и достойно представляют Рязанскую область на всероссийском уровне. Краеведение  – трудное, но увлекательное и, безусловно, полезное направление дополнительного образования, которое и на будущее признано в качестве одного из приоритетов.

Как прозвучало на совещании, наибольшим спросом у детей и их родителей пользуются объединения творческого и спортивного характера, которые во многом способствуют эстетическому развитию школьников, их здоровому образу жизни…

Техника из… бумаги

И всего 6 процентов ребят, посещающих объединения, занимаются техническим творчеством! Неинтересно оно на сегодняшний день ни детям, ни взрослым! Что снизило престиж и привлекательность этого рода занятий? В первую очередь, нерешенные проблемы материального характера, когда нет специальных помещений, станков и другого оборудования, нет материалов, из чего можно мастерить-творить. Ушли, отработав свой век, и квалифицированные, знающие производство педагогические кадры. Поэтому не случайно в детских технических объединениях часто стали заниматься изготовлением моделей из… бумаги. Многим ли это по душе?

Директор Р­язанского центра научно-техни­ческого творчества Валентина Егорова говорила о необходимости пересмотреть учебные программы технических объединений, учитывая при этом современную технологию и термины: например, роботоквантум, аэроквантум, биоквантум и т.д. «Не надо бояться новых слов,  – призвала она педагогов,  – тем, что они обозначают, мы в той или иной мере уже занимаемся».

Возрождению детского научно-технического творчества может способствовать сотрудничество со средне-специальными и высшими учебными заведениями, частно-государственное партнерство, свой технопарк, по созданию которого распоряжением губернатора области начал действовать оргкомитет. На совещании было подчеркнуто: педагогам необязательно ждать средств на техническое творчество от государства, надо самим уметь зарабатывать их. Для этого нужно, как это делается в других регионах, участвовать в конкурсах и выигрывать гранты.

«Трактор-шоу» в  помощь

На вопрос, для чего нужно дополнительное образование, мы привычно отвечаем: чтобы оторвать ребенка от «улицы», отвлечь от дурных пристрастий и т.д. Ныне одной из важных задач детских объединений становится ранняя профориентация. Собственно, так было всегда: многие деятели искусства, спорта начинали в школьных кружках. Однако сегодня речь, главным образом, идет о тех отраслях и профессиях, где прямо-таки позарез нужны умные головы и золотые руки. В сельской местности это производство сельхозпродукции и лес.

Заместитель министра лесного хозяйства Рязанской области Игорь Тишин говорил на совещании об огромной кадровой потребности в специалистах лесного хозяйства, половине которых в силу предпенсионного и пенсионного возраста нужна замена. В области действует 22 школьных лесничества, где занято до полутысячи детей. Профессиональные работники леса, экологи оказывают им всемерную поддержку и всячески стараются заинтересовать своим делом: показав, например, музей парашютно-десантных подразделений лесных «пожарных»…

А как обстоят дела с ранней ориентацией на сельскохозяйственные профессии? Есть ли в этой сфере у педагогов радетели-помощники? Раньше были. Ведь, по сути, новый, профориентационный поворот в работе системы дополнительного образования есть старый школьный опыт, который уже четверть века как забыт.

Правда, еще с того времени сохранился и по-прежнему трудится старенький трактор в Ключанской средней школе Кораблинского района, о которой наша газета не раз писала. Так же, как это учебное заведение, еще многие сельские школы, продолжая традицию, «кормят себя». Их выпускники, пожалуй, и оставались бы работать на селе, так ведь не везде сегодня для них есть работа. И шефствующих над школой хозяйств в нынешней жизни нет, а как без них ориентировать?

Надежда Шегурова, начальник отдела по работе с кадрами министерства сельского хозяйства и продовольствия, рассказывала, какую работу проводит Рязанское отделение Российского Союза сельской молодежи по воплощению проекта «Выбираем профессию». В нем есть яркие интересные праздники, которые одухотворяют сельский труд, или, к примеру, «Трактор-шоу»… Что же, это хорошо, в духе времени. Но возвратятся ли в школы учебно-производственные бригады, о которых также говорилось на совещании?

Добрыми словами упоминался опыт Слободской агрошколы, что в Старожиловском районе (наша газета о ней также писала). К сожалению, ее создатель, ученый и педагог В.М. Антонов год назад ушел из жизни. Но, как сказал мне по телефону директор Старожиловской средней школы, филиалом которой является Слободская, Олег Исаев, учащиеся этого основного учебного заведения по-прежнему занимаются по программе, связанной с сельским хозяйством. Будем надеяться, что поворот к ранней профориентации сослужит этому маленькому коллективу добрую службу.

Итак, цели нынешнего дополнительного образования определены, задачи поставлены, так что, как было сказано однажды: «За работу, товарищи!»

Татьяна Банникова Статья опубликована в номере 156 (5197) от 26 августа 2016
 
По теме
В рамках Недели детской книги сотрудники библиотеки провели в школе № 10 библиотечный урок, посвященный периодическим изданиям для детей.
28 марта 2024 г. 27 марта в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.
Приглашаем преподавателей университета на курсы повышения квалификации по программе «Использование цифровых ресурсов при разработке образовательного контента».
Ребята прошли маршрутом «От Мещеры до Крыма» - Детская библиотека 28 марта тема дня Недели детской книги – «Зовут дороги дальние». Сегодня первоклассников из школы № 1 и ребят из лагеря школы № 8 пригласили в путешествие «От Мещеры до Крыма».
Детская библиотека
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Здесь читают, учатся, играют! - ЦБС города Рязани 26 марта в библиотеке-филиале № 14 МБУК «ЦБС г. Рязани» состоялась экскурсия «Здесь читают, учатся,
ЦБС города Рязани