Неисчерпаемый запас прекрасного

Неисчерпаемый запас прекрасного
Фото: rv-ryazan.ru
Областной художественный музей имени И.П. Пожалостина продолжает напоминать о выдающихся мастерах

Художников, не получивших широкой славы и упоминания в хрестоматиях, но достойных памяти и признания, великое множество. В конце XIX – начале XX века без полотен живописца Семена Никифорова не обходилась ни одна крупная художественная выставка. Никифоров учился у Валентина Серова и стал мастером выразительного, честного портрета, но был слаб здоровьем и скончался в 35 лет. В Рязани хранится самая большая коллекция его работ, и в последний раз полотна Семена Никифорова выставлялись в 1977 году. И вот к 140-летию со дня его рождения картины вновь увидели свет.

В преддверии 105-летия музея и 100-летия Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера мы побеседовали с главным хранителем музея Светланой Есениной и заместителем директора по научной работе Ириной Денисовой о том, как мастера прошлого напоминают о себе, какая работа для этого ведется и что символизирует судьба каждого «забытого имени».

Р.В. – Какое место в общей музейной деятельности занимает «возвращение имен»?

С.Е. – Для знатоков никто не забыт – просто некоторые авторы экспонируются реже, поскольку другие имена в силу разных причин оказываются более актуальными. Экспозиция Семена Никифорова – это часть решения проблемы введения имен в контекст истории искусства. К тому же это была попытка анализа той работы, которая проводилась нашими коллегами ранее. Важно, что нам удалось издать каталог – это автоматически закрепляет событие в истории.

И.Д. – Подобных мастеров масса, и время от времени музей напоминает о них обществу. Например, в конце 90-х гг. здесь делали выставку из собрания семьи Антона Чиркова. Художник, приверженный традициям «Бубнового валета» (московского объединения, существовавшего с 1911-го по 1917 год. Работали в стилях фовизма, постим­прессионизма и кубизма, отрицая формализм в искусстве. – Р.В.), оставил яркий след в творческой среде Рязани и в истории художественного училища, где преподавал.

В последние годы музей продолжает активно работать с наследниками художника, пополняя свою коллекцию новыми произведениями.

Р.В. – В течение 2017 года вы провели множество встреч, посвященных в том числе малоизвестным широкой публике художникам. Какие из них вы можете выделить?

С.Е. – Главная, конечно, экспозиция к 180-летию со дня рождения И.П. Пожалостина. Ей предшествовала масштабная работа по подготовке экспозиции и каталога, привлечению сотрудников других музеев, проведению научной конференции… Также мы напоминали нашим зрителям о талант­ливых земляках, но в определенном контексте. Скажем, на выставке «Искусство, рожденное революцией» демонстрировались две вещи Веры Дмитриевны Семеновой-Тян-Шанской, внучки нашего знаменитого путешественника и замечательной художницы. Ее работы хранятся в разных музеях России, например, в Липецке. В Рязани эти два экспоната выставлялись впервые за очень долгое время, поскольку прекрасно отражают дух и стилистику революционного искусства.

Р.В. – Каковы главные направления работы музея на 2018 год?

С.Е. – 105-летие самого музея и 100-летний юбилей Рязанского художественного училища. Планируются научные конференции, выставочные проекты из фондов. В связи с этим мы будем вновь говорить об Александре Александ­ровиче Киселеве-Камском, одном из учредителей нашего музея. И, разумеется, обсудим жизненный и творческий путь Георгия Карловича Вагнера – крупного исследователя древнерусского искусства, в том числе нашего кремля. Он учился в Рязанском художественном училище, затем работал в нашем музее и оформлял концептуальные экспозиции. Прямо отсюда его отправили в ссылку за участие в «деле Сухаревой башни» (московский памятник архитектуры XVII века разобрали в 1934 г. в связи с реконструкцией Сухаревской площади. Многие деятели культуры обращались лично к И. Сталину с просьбой не уничтожать башню, но получили отказ. – Р.В.). Недавно наш фонд пополнился рисунками Георгия Карловича, в том числе «колымским альбомом», который передали в дар. Об этих поступлениях мы с коллегами будем говорить на конференции и, конечно, покажем их широкой публике. Выставка планируется на сентябрь.

Р.В. – На специалистов какого уровня рассчитаны ваши научные конференции?

С.Е. – Мы приглашаем серьезных ученых, которые давно разрабатывают те или иные темы. Главное для музея – новизна и глубина исследований. По итогам конференций наши коллеги готовят сборники, с которыми затем можно ознакомиться в библиотеках.

Р.В. – Насколько, по вашему мнению, знакомства с «забытыми именами» полезны для молодых художников и уже состоявшихся авторов?

С.Е. – «Насмотренность» важна для любого творческого человека. После выставки Семена Никифорова некоторые маститые авторы признавались, что увиденное их потрясло. К тому же мастерам полезно видеть примеры действительно хорошего искусства. Многие художники со студенческих лет нацелены на коммерческую работу, и подобные выставки напоминают об истинной цели творчества и вдохновляют.

Р.В. – Как правило, истории жизни «забытых» мастеров оказываются еще и очень поучительными…

И.Д. – Совершенно верно. Например, рязанский художник Василий Дубинин учился в студии при Ассоциации художников революционной России и работал в театрах. При этом он дважды попадал под репрессии и кончил жизнь в доме престарелых. Музею досталась большая папка с его эскизами, и это наследие еще предстоит отсмотреть и оценить. Или Александр Репкин, который руководил Рязанским художественным училищем около 20 лет. Его жизнь оборвалась трагически из-за профессиональной неудовлетворенности, свойственной многим творческим людям. Его полотен в нашем музее нет, но имя необходимо вернуть  – и нам предстоит понять, как сделать это максимально этично. Подробности биографии помогают лучше понять творчество, историю и психологию людей. А заодно осознать, как важно беречь и художников – наших современников, и любое творческое наследие.

Выставка работ Семена Никифорова будет открыта до 20 февраля 2018 года. Материалы научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.П. Пожалостина, выйдут в печати весной 2018 года.

Татьяна Клемешева
 
По теме
воссоединение крыма с россией 1803 1 - Касимовский музей-заповедник В этом году 18 марта отмечается юбилейная дата – десять лет с момента воссоединения Крыма с Россией.
Касимовский музей-заповедник
Highslide JS - РГАТУ им. П.А. Костычева 14 марта 2024 года коллектив Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А.Костычева отметил 10-ю годовщину знаменательного события,
РГАТУ им. П.А. Костычева
Забавные зверушки - Управление культуры 16 марта в библиотеке имени П. Н. Васильева (библиотека-филиал № 9 МБУК «ЦБС г. Рязани») в рамках клуба выходного дня «АртТерем-Теремок» для юных читателей состоялась творческая мастерская «Забавные зверушки».
Управление культуры