Россия, Иран и Турция согласовали рекомендации по Конгрессу сирийского национального диалога. В Германии срываются коалиционные переговоры ведущих политических сил, которым предстоит решать вопросы формирования правительства. Российские законодатели не замедлили ответить соответствующим образом на ограничение свободы печати в отношении наших средств массовой информации, работающих за рубежом. Эти и другие события минувшей недели нашли свое отражение в прессе. Но одним из заметных и знаковых, без сомнения, стал VI Международный Санкт-Петербургский культурный форум.
В рамках форума, в котором принял участие Президент России Владимир Путин, прошло совещание по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства. Выступая перед участниками совещания, он отметил, что конкурентоспособность в культуре, искусстве так же значима, как и в сферах точных наук, новых технологий.
«Это необходимо для гармоничного, зрелого, свободного развития нашего общества, всей страны».
«И конечно, нельзя сводить подготовку профессиональных творческих кадров к сугубо «образовательным услугам», – отметил Президент.
Думается, этот посыл главы государства можно с полным основанием отнести не только к сфере культуры, искусства, но и к образованию в целом.
…Эта установка пришла к нам в начале девяностых вместе со многими другими «новыми веяниями», которым было предписано, очевидно, способствовать формированию у нас нового менталитета. Тогда, помнится, активно заговорили о том, что учителя не обязаны никого воспитывать – они лишь оказывают образовательные услуги в рамках тех часов, которые им выделены учебным планом, а работники культуры, в свою очередь, оказывают услуги в рамках предназначения своего культучреждения. И что? Получил ученик свои 40 минут математики, физики, сольфеджио – свободен? Остались вопросы? Не понял? К репетитору! А как иначе: услуга – это то, что оказывают вам по обязанности. Нужны дополнительные? Платите!
Но поддержать, развить способности – это уже не услуга. Это – талант. Это понимание педагогом своего профессионального долга. И только благодаря его наличию, а не новым «стандартам» во взаимоотношениях учителя и ученика наши мальчишки и девчонки занимают первые места на престижных международных конкурсах и олимпиадах. И только это делает каждый урок – открытием.
«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Какое бы столетие ни было на дворе, а это правило незыблемо. К чему приводят попытки «разрушить до основанья, а затем…», мы уже убедились на своем опыте – и столетней давности, и недавнем.
В эти дни активно обсуждается выступление ученика из Нового Уренгоя в бундестаге.
И мнения, и доводы высказываются самые различные. Но, может, оно стало в определенной степени следствием всего того, что происходило до недавнего времени с нашим образованием, с нашими учебными программами по истории, где на изучение самых значимых страниц отечественной истории отводили один-два параграфа? Следствием установок на то, что первично воспитание толерантного гражданина мира, а не патриота своего Отечества?
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит герой бессмертного произведения Александра Грибоедова. Но как часто сегодня можно услышать слово «служить» (за исключением, конечно, военной службы)? А ведь и стране, и обществу нужны именно профессионалы на службе во всех сферах – в образовании, культуре, здравоохранении (а не просто в медобслуживании). Прав Президент, когда говорит на Санкт-Петербургском международном культурном форуме о необходимости отказаться от шаблонов, механической унификации при работе с одаренной творческой молодежью. Но, впрочем, и во всем остальном тоже такой отказ пошел бы на пользу.
Галина Зайцева