Нателла Тоидзе: «Не надо превращать работу в труд»

Автор фото: Татьяна Клемешева | Нателла Тоидзе: «Не надо превращать работу в труд»
Нателла Тоидзе: «Не надо превращать работу в труд»
Фото: rv-ryazan.ru
Московская художница рассказывает о подходе к большим форматам, «репинской палитре», моде в искусстве и о работе на рязанской земле Фото автора.

Р.В.   – Нателла Георгиевна, вы член творческой династии. Какое влияние на ваше творчество оказали дед, отец и дядя?

Н.Т.   – Мой дедушка Моисей Тоидзе  – живописец, один из учредителей Академии художеств СССР, ученик И. Репина. Увы, он ушел из жизни, когда мне было три года. Но у меня осталось его «репинское» расположение цветов на палитре. Когда я поступила в художественную школу, мне сделали замечание, что краски выжаты как-то странно. Я рассказала об этом отцу, и он улыбнулся: «Выбирай, ты выжимаешь краски либо как Репин, либо так, как сказали в школе». (Смеется.) Хотя, конечно, репинская палитра еще не означает, что ты будешь писать, как он! Я с детства лепила в мастерской своего отца, скульптора Георгия Тоидзе, а затем взялась за краски. Никто меня не контролировал. А дяде, знаменитому графику и автору плаката «Родина-мать зовет» Ираклию Тоидзе, я точила карандаши (улыбается). Он много работал, и я с удовольствием ему помогала.

Р.В.   – Почему вы выбираете большой формат холстов?

Н.Т.   – Они кажутся большими, пока чисты. А когда начинаешь работать, уже боишься, что не поместишься! Эти размеры мне удобны, а чтобы прорисовывать детали, я надставляю к кистям длинные ручки.

Р.В.   – Как вам удается создавать на пленэрах, на улице такие масштабные полотна?

Н.Т.   – На природе совершенно другое восприятие света и цвета, особые рефлексы на предметах. Это намного интереснее постановок с их статичной атмосферой. Пейзаж изначально подвижен, и мне кажется правильным работать с ним прямо на улице. Я писала в Костроме, Подмосковье и других местах. На этой выставке есть и рязанский пейзаж  – «Мальвы» 2017  года. Надеюсь, что смогу чаще приезжать в ваши края и создавать здесь новые работы.

Р.В.   – Раскройте, пожалуйста, секрет: чей замечательный пес присутствует на двух ваших полотнах?

Н.Т.  – Я очень люблю собак, они всегда со мной рядом. Это мой лабрадор, его звали Фэстер. К сожалению, его уже нет с нами, но я рада, что успела его запечатлеть.

Р.В.   – Кто ваши любимые художники?

Н.Т.   – О, это большой список: Матисс, Серов, Врубель… Любой хороший мастер оставляет след в сердце. В юности я раз по пять в неделю бегала в Пушкинский музей, смотрела определенные работы и выискивала, как написано черное, как  – белое… Это важная школа. Но повторить чужую технику все равно нельзя  – она у каждого своя.

Р.В.   – Есть ли современные молодые авторы, которые вам нравятся?

Н.Т.   – Моя дочь  – театральная художница, и к нам в гости часто приходят талантливые ребята. Выделять кого-то из них я сейчас не буду. Дай им Бог здоровья и работоспособности, и посмотрим, что из этого получится!

Р.В.   – Было ли у вас когда-либо желание попробовать себя в иных жанрах и направлениях?

Н.Т.   – Я считаю, что художник не должен ничего себе придумывать нарочно. Но стараюсь всегда ставить перед собой новые задачи. Не надо превращать работу в труд  – важно, чтобы было желание и радость. Труд всегда заметен: если балерина на сцене покажет нам, как ей тяжело порхать и летать, у зрителей тоже исчезнет ощущение чуда.

Если же мы говорим о том искусстве, которое сейчас называется современным, могу сказать, что в начале прошлого века оно было таким же. Остались выдающиеся имена  – к примеру, Владимир Татлин (живописец, график, дизайнер, театральный художник, один из родоначальников русского авангарда. Автор проекта Памятника III Интернационала  – Р.В.). И после нынешней эпохи в памяти тоже останутся лучшие. А следование моде для художника  – это легкомысленно и не очень-то удобно. Он должен просто выражать себя и показывать то, что интересно ему.

Выставка действительного члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе открыта в областном художественном музее до 4 марта. Подробнее об экспозиции и стиле мастера читайте в рубрике «Вернисаж» в пятничном выпуске «РВ».

Татьяна Клемешева
 
По теме
В Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина состоялось открытие выставки действительного члена Российской академии художеств, лауреата Золотой медали РАХ Нателлы Тоидзе.
В Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открылась выставка Нателлы Тоидзе – действительного члена Российской академии художеств, лауреата Золотой медали РАХ.
1 февраля в Рязанском государственном областном художественном музее имени Пожалостина открылась выставка заслуженного художника РФ, супруги кинорежиссёра Вадима Абдрашитова Нателлы Тоидзе.
задержание, арест - Рязанские ведомости Московский районный суд Рязани рассмотрел уголовное дело в отношении жителя Московской области, который обвинялся в распространении наркотических средств на территории г. Рязани (ч.
Рязанские ведомости
воссоединение крыма с россией 1803 1 - Касимовский музей-заповедник В этом году 18 марта отмечается юбилейная дата – десять лет с момента воссоединения Крыма с Россией.
Касимовский музей-заповедник
Highslide JS - РГАТУ им. П.А. Костычева 14 марта 2024 года коллектив Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А.Костычева отметил 10-ю годовщину знаменательного события,
РГАТУ им. П.А. Костычева
Забавные зверушки - Управление культуры 16 марта в библиотеке имени П. Н. Васильева (библиотека-филиал № 9 МБУК «ЦБС г. Рязани») в рамках клуба выходного дня «АртТерем-Теремок» для юных читателей состоялась творческая мастерская «Забавные зверушки».
Управление культуры