В.И. Ленин исходил из того, что социализм – это наука и строить социалистическое общество надо на основе передовых знаний, на основе постоянного развития образования, культуры. Без этого нельзя бы было создать экономику на современной научно-технической базе, сформировать экономические и духовные предпосылки для всестороннего развития личности, вовлечь широкие массы трудящихся в управление обществом, своим будущим. Начинать это необходимо было немедленно. Но где можно было взять средства даже для того, чтобы избавить от полной безграмотности 75% взрослого населения, — безграмотности, унаследованной от царской России? Где взять кадры, где взять средства на строительство школ? Что уж говорить о вузах, о науке, о масштабном росте культуры. К тому же свергнутые классы вместе с 14 государствами иностранных интервентов развязали кровавую войну против власти большевиков, в которой уничтожались миллионы людей, всё подвергалось разрушению. Кольцо сжималось. А для спасения населения от голода пришлось вводить чрезвычайные меры в виде продразвёрстки. Но всё же Ленин, Советская власть не откладывали на будущее развитие образования, науки, культуры, а приступили к их решению немедленно, с приходом к власти и не останавливали их осуществление даже в самые тяжёлые годы тех лет. С первого дня и постоянно решали они эти задачи.
Невероятно, например, но уже 25 октября (7 ноября) в день свершения Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе В.И. Ленина Петроградский Военно-Революционный Комитет назначил комиссаров по охране музеев, дворцов. В ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) Ленин дал указание взять на учёт библиотеки Петрограда. Уже в ноябре при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Всё делалось для того, чтобы культура стала доступна трудящимся.
Казалось бы, при 75% процентах неграмотных стоило ли говорить о развитии высшего образования. Но и оно не только сохранялось в прежних границах, но развивалось. Если в 1914 г. в России было 105 вузов, то в конце 1920 г. их стало 255. С целью подготовки работающей молодёжи для учёбы в вузах были созданы рабфаки.
Мы назвали количественные показатели. Но качество даже школьного образования и тем более высшего зависит от того, опирается ли оно на передовую науку, а сама наука опирается ли на экономику, связана ли с её развитием, соединяет ли фундаментальные исследования с прикладными. Ленин, Советская власть всё делали с первых дней, чтобы все эти звенья развивались в органическом единстве. Академию наук они не разрушали, как нынешняя власть- власть либералов, а укрепляли.
Обратимся к хронике того, как решались важнейшие вопросы развития науки и техники в тех тяжелейших условиях.
1918, январь — инженер (будущий академик) Г.О. Графтио по поручению Ленина разрабатывает смету на строительство Волховской ГЭС.
1918, март – создаётся Летно-научная база под руководством профессора Жуковского. Ведётся совместная работа с Расчетно-испытательным бюро при Высшем техучилище (МГТУ имени Баумана).
1918 — Ленин на встрече с русским учёным Винтером попросил начать активную работу в ядерной энергетике.
1918, март — предложение Ленина организовать Академией наук исследования в области ядерной энергетики
1918 — создан Государственный оптический институт — ГОИ
1918, май — создается Институт по изучению мозга и психической деятельности.
1918, июнь — II Всероссийский авиационный съезд.
1918, июль – Строится Первый завод по производству радия.
1918, август — по поручению Ленина Михаилом Бонч-Бруевичем создаётся Высшее геодезическое управление и госпредприятие «Аэрофотосъемка».
1918, сентябрь – открыт Институт физико-химического исследования твердого вещества.
1918, образована Научная автомобильная лаборатория, ныне ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
1918, октябрь — ЦАГИ — Первый в мире институт во главе с Жуковским и Туполевым, объединяющий широкий круг исследований.
1918, создана Полярная комиссия ВСНХ. Выделены деньги на первую арктическую экспедицию.
1918, декабрь — создаются:
— Государственный институт прикладной химии;
— Научный химико-фармацевтический институт.
1918 — Первая радиолаборатория в Твери.
1918, декабрь — Нижегородская радиолаборатория.
1918 — Комиссия по артиллерийским опытам (КОСАРТОП). Она создала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов.
1919, январь — Российский научный химический институт.
1919 — Физико-механический факультет при Петроградском политехе.
1919 – создана Комиссия по развитию тяжелой авиации (КОМТА).
1919, июль — Российский астрономо-геодезический институт (АГИ).
1919, декабрь — Государственный вычислительный институт (ГВИ).
1923, апрель — институты АГИ и ГВИ реорганизуются в единый Государственный астрономический институт.
1920, март — Шуховская радио-телебашня на Шаболовке.
1920, ноябрь — Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского).
1920 — Первый факультет воздушных сообщений в Путейском институте.
1920 — открылись:
— Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского);
— Государственный институт народного здравоохранения;
— Биохимический институт им. А. Н. Баха, Институт контроля вакцин и сывороток;
— Туберкулезный институт;
— Институт социальной гигиены и др.
1920 — Постановление Съезда советских металлургов о развитии электролитического получения магния для алюминиево-магниевых сплавов.
1921, январь — Первый советский гражданский самолет – тяжелый триплан «КОМТА».
1921, январь — по указанию Ленина создаётся Комиссия по разработке программы развития «воздухоплавания и авиастроительства».
1921, февраль — по инициативе В.А. Стеклова создаётся Физико-математический институт.
1921, ноябрь — созданы институты:
— Государственный рентгенологический и радиологический (медико-биологический институт);
— Государственный физико-рентгенологический институт;
1921, декабрь — Радиевый институт.
1922 — Первый ускоритель элементарных частиц.
1921 — Плавучий морской исследовательский институт (Плавморнин).
1921 — Экспериментальная мастерская новейших изобретений (ЭКСМАНИ – экспериментальную мастерскую новейших изобретений).
1922, октябрь — Комиссия при ЦАГИ во главе с Туполевым по постройке металлических самолетов.
1922, декабрь — 3-летняя программа развития авиапрома.
1921—1923 — организованы Астрофизический институт, Биологический институт им. К.А. Тимирязева, Географический институт.
1922 — при МГУ было организовано 11 научно-исследовательских институтов. При физико-математическом факультете:
математики и механики, физики и кристаллографии, минералогии и петрографии, зоологии, ботаники, антропологии, астрономо-геодезический, геологический, почвенный, географический и химический
При медицинском факультете — Институт высшей нервной деятельности.
1922 — Первая в мире трансляция концерта по радио.
1923 — Институт аспирантуры для подготовки научных кадров.
1923 — производство 400-сильного авиамотора (американского «Либерти») и 300-сильного «Испано-Сюиза» и разработка советского авиадвигателя М-11.
1924 — Первый в мире цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1.
1924 — единый Госавиатрест.
Только в 1918 – 1919 гг. было создано 33 научно-исследовательских института. К 1923 г. число НИИ достигло 56, а в 1929 г. – 406.
Вот они – ярчайшие факты могучей созидательной силы Великой Октябрьской социалистической революции, свершённой партией большевиков под руководством В.И. Ленина. Вот он – плацдарм, позволивший построить социализм, заложить основы для победы в Великой Отечественной войне против фашистской Германии, плацдарм выхода в космос, сохранения государственности на сегодняшний день. И каждый мыслящий человек понимает, что для нового возрождения страны надо возродить социализм — социализм XXI века.