В.И. Ленин и вопросы развития образования, науки, культуры

В.И. Ленин и вопросы развития образования, науки, культуры
Фото: kprfrzn.ru

В.И. Ленин исходил из того, что социализм – это наука и   строить  социалистическое общество  надо на основе передовых знаний, на основе постоянного развития образования, культуры.  Без этого нельзя бы было  создать  экономику на современной научно-технической  базе,  сформировать  экономические  и духовные  предпосылки для всестороннего развития личности,  вовлечь широкие массы трудящихся  в управление  обществом, своим  будущим.  Начинать   это необходимо было  немедленно. Но где можно было взять средства даже для того, чтобы   избавить от  полной безграмотности   75%  взрослого населения, — безграмотности,  унаследованной от царской России?  Где взять кадры, где взять средства на строительство школ?  Что уж говорить  о вузах, о науке, о  масштабном росте культуры.  К тому же  свергнутые классы вместе с 14 государствами иностранных интервентов  развязали  кровавую  войну против власти большевиков, в которой  уничтожались миллионы людей,  всё подвергалось разрушению. Кольцо сжималось. А для спасения населения от голода пришлось вводить чрезвычайные меры в виде продразвёрстки.    Но всё же  Ленин, Советская власть  не откладывали на будущее  развитие  образования, науки, культуры, а приступили к их решению  немедленно, с приходом к власти  и  не останавливали  их осуществление  даже  в  самые тяжёлые годы  тех лет. С первого дня и постоянно  решали они эти задачи.

Невероятно, например, но уже 25 октября (7 ноября) в день свершения Великой Октябрьской социалистической революции  по инициативе В.И. Ленина  Петроградский Военно-Революционный  Комитет назначил комиссаров по охране музеев, дворцов. В ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) Ленин дал указание взять на учёт библиотеки Петрограда. Уже в ноябре при Наркомпросе была создана  Коллегия по делам музеев и охране памятников  искусства и старины.  Всё делалось для того, чтобы  культура стала доступна трудящимся.

Казалось бы, при 75% процентах неграмотных стоило ли  говорить о развитии  высшего образования.   Но   и оно  не только сохранялось в прежних границах, но развивалось. Если в 1914 г. в России было 105 вузов, то в конце 1920 г.  их стало 255.  С целью  подготовки  работающей молодёжи для учёбы в вузах  были созданы рабфаки.

Мы назвали количественные показатели. Но качество  даже школьного образования  и тем более высшего  зависит от того,  опирается ли оно на передовую науку, а сама наука   опирается ли на экономику, связана ли  с её развитием,  соединяет ли  фундаментальные исследования с  прикладными.  Ленин, Советская власть всё делали с первых дней, чтобы все эти звенья   развивались в органическом единстве.  Академию наук они  не разрушали, как нынешняя  власть- власть либералов, а укрепляли. 

Обратимся к хронике  того, как решались  важнейшие вопросы развития  науки и техники   в тех   тяжелейших  условиях.   

1918, январь — инженер (будущий академик) Г.О. Графтио по поручению Ленина разрабатывает смету на строительство Волховской ГЭС.

1918, март – создаётся Летно-научная база под руководством  профессора Жуковского. Ведётся совместная работа с Расчетно-испытательным бюро при Высшем техучилище (МГТУ имени Баумана).

1918 — Ленин на встрече с русским учёным Винтером попросил начать активную работу в ядерной энергетике.

1918, март — предложение Ленина организовать Академией  наук исследования в области ядерной энергетики

1918 — создан Государственный оптический институт — ГОИ

1918, май — создается Институт по изучению мозга и психической деятельности.

1918, июнь — II Всероссийский авиационный съезд.

1918, июль – Строится  Первый завод по производству радия.

1918, август — по поручению Ленина Михаилом Бонч-Бруевичем создаётся  Высшее геодезическое управление и госпредприятие «Аэрофотосъемка».

1918, сентябрь – открыт Институт физико-химического исследования твердого вещества.

1918, образована Научная автомобильная лаборатория, ныне ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»

1918, октябрь — ЦАГИ — Первый в мире институт во главе с Жуковским и Туполевым, объединяющий широкий круг исследований.

1918, создана Полярная комиссия ВСНХ. Выделены деньги на первую арктическую экспедицию.

1918, декабрь — создаются:

— Государственный институт прикладной химии;

— Научный химико-фармацевтический институт.

1918 — Первая радиолаборатория в Твери.

1918, декабрь —  Нижегородская радиолаборатория.

1918 — Комиссия по артиллерийским опытам (КОСАРТОП). Она создала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов.

1919, январь — Российский научный химический институт.

1919 — Физико-механический факультет при Петроградском политехе.

1919 – создана  Комиссия по развитию тяжелой авиации (КОМТА).

1919, июль — Российский астрономо-геодезический институт (АГИ).

1919, декабрь — Государственный вычислительный институт (ГВИ).

1923, апрель — институты АГИ и ГВИ реорганизуются в единый Государственный астрономический институт.

1920, март —     Шуховская радио-телебашня на Шаболовке.

1920, ноябрь — Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского).

1920 — Первый факультет воздушных сообщений в Путейском институте.

1920 — открылись:

— Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского);

— Государственный институт народного здравоохранения;

— Биохимический институт им. А. Н. Баха, Институт контроля вакцин и сывороток;

— Туберкулезный институт;

— Институт социальной гигиены и др.

1920 — Постановление Съезда советских металлургов о развитии электролитического получения магния для алюминиево-магниевых сплавов.

1921, январь — Первый советский гражданский самолет – тяжелый триплан «КОМТА».

1921, январь — по указанию Ленина создаётся Комиссия по разработке программы развития «воздухоплавания и авиастроительства».

1921, февраль — по инициативе В.А. Стеклова создаётся Физико-математический институт.

1921, ноябрь — созданы институты:

— Государственный рентгенологический и радиологический (медико-биологический институт);

— Государственный физико-рентгенологический институт;

1921, декабрь — Радиевый институт.

1922 — Первый ускоритель элементарных частиц.

1921 — Плавучий морской исследовательский институт (Плавморнин).

1921 — Экспериментальная мастерская новейших изобретений (ЭКСМАНИ – экспериментальную мастерскую новейших изобретений).

1922, октябрь — Комиссия при ЦАГИ во главе с Туполевым по постройке металлических самолетов.

1922, декабрь — 3-летняя программа развития авиапрома.

1921—1923 — организованы Астрофизический институт, Биологический институт им. К.А. Тимирязева, Географический институт.

1922 — при МГУ было организовано 11 научно-исследовательских институтов. При физико-математическом факультете:

математики и механики, физики и кристаллографии, минералогии и петрографии, зоологии, ботаники, антропологии, астрономо-геодезический, геологический, почвенный, географический и химический

При медицинском факультете — Институт высшей нервной деятельности.

1922 — Первая в мире трансляция концерта по радио.

1923 — Институт аспирантуры для подготовки научных кадров.

1923 — производство 400-сильного авиамотора (американского «Либерти») и 300-сильного «Испано-Сюиза» и разработка советского авиадвигателя М-11.

1924 — Первый в мире цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик  ТБ-1.

1924 — единый Госавиатрест.

Только в 1918 – 1919 гг. было создано 33 научно-исследовательских института. К 1923 г. число НИИ достигло 56, а в 1929 г. – 406.

Вот они – ярчайшие факты  могучей созидательной силы   Великой Октябрьской социалистической революции, свершённой партией большевиков под руководством   В.И. Ленина.  Вот он – плацдарм, позволивший построить социализм,  заложить основы для  победы  в Великой Отечественной войне против фашистской Германии, плацдарм выхода в космос, сохранения  государственности на сегодняшний день.  И каждый мыслящий человек понимает, что   для нового возрождения   страны  надо возродить  социализм —  социализм  XXI  века. 

 
По теме
За месяц отделом физико-химических и радиологических исследований ГБУ РО «Рязанская областная ветеринарная лаборатория» было проведено 354 химико-токсикологических,
Сегодня в рамках информационного медиапроекта «Популярное право» состоялся семинар «Безопасные платежи в интернете», слушательской аудиторией которого стали представители старшего возраста.
28 марта 2024 г. Тема методического объединения: «Использование инновационных педагогических технологий в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей».
Юрий Гагарин – имя, известное каждому. 9 марта 2024 года страна отмечала 90-летие со дня рождения первого человека, покорившего космос, Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина.
Highslide JS - РГАТУ им. П.А. Костычева В марте 2024 года на автодорожном факультете Рязанского государственного агротехнологического университета прошла Национальная научно-практическая конференция, посвященная памяти д.т.н., профессора Валерия Васильевича Бычкова,
РГАТУ им. П.А. Костычева
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Городской конкурс чтецов - Центральная библиотека 26 марта в Центральной библиотеке имени А.В. Ганзен состоялся городской конкурс чтецов «Сердце семьи», посвященный творчеству Елены Александровны Благининой – русской советской поэтессы, переводчицы и мемуаристки,
Центральная библиотека
Первопечатник Иван Федоров - ЦБ Спасского района 26 марта 2024 года для учащихся 10-11 классов Спасской городской школы сотрудники отдела обслуживания читателей провели интеллектуальную викторину «Первопечатник Иван Федоров».
ЦБ Спасского района