Куда уходят дети…

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: www.blagovesti.ru

Тема суицидов – очень сложная, писать об этом всегда тяжело. Тем не менее, в связи с ростом числа самоубийств, особенно среди подростков, поднимать ее приходится вновь и вновь. Наша страна, начиная с 2012 года, лидирует по числу суицидов среди детей и подростков. Недавний псковский случай превзошел все остальные. Фактически самоубийство подростков произошло на глазах у всей страны. И никто не мог ничего сделать: ни родители, ни спасатели, ни силовики. Как же предотвратить подобные случаи? Получается такой парадокс – мы являемся носителями православной веры, которая суицид однозначно считает смертным грехом, и в то же время люди крещеные решаются на этот шаг. Что же происходит с нашими детьми, что ими движет или кто?..

«Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства. И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Просматривая информацию из интернета по этому вопросу, я натолкнулась на мнение одного блогера, который одной из причин считает пресыщенность детей при духовной пустоте. Действительно, родители стараются по максимуму дать детям образование, развивают их в разных направлениях (спортивные, творческие кружки, секции), стараются, чтобы у ребенка было всё по последней моде. Около 80% суицидников из благополучных семей, вполне успешные ребята. Вот читаем такой пример. Мать крутилась на двух работах – страховала автомобили в одном месте, а в другом «лепила пельмени», только чтоб у Рины было всё – и айфон, и планшет, и модная одежда. Девочка была улыбчивой, светлой. Прекрасно танцевала, пела, была в составе школьного кружка на гастролях в Корее и Таиланде. Но что же в результате? То ли мы даем нашим детям? В этом ли они нуждаются больше всего? Думаю, что маме совсем не хватало времени на простое общение. При такой нагрузке родитель может максимум поинтересоваться, как дела в школе, голоден ли ребенок и что еще ему нужно купить… Нет связи душевной, а тем более духовной. Чем ребенок живет? Кто его друзья? О чем он думает? Какие сомнения его терзают? Часто ли такой разговор можно услышать в семьях? Наступает духовная пустота при внешнем благополучии. Недополучая эмоционального общения дома, ребенок будет его искать в другом месте. Чаще всего в социальных сетях.

Расследования показали, что существует множество групп в соцсетях, где пропагандируется, романтизируется суицид, детей подталкивают к последней черте, ими даже руководят. За этими группами часто стоят психически больные люди, которые под разными личинами, используя методы манипулирования сознанием, обрабатывают, втягивают подростков в суицидальные сети. Воздействие на детей происходит очень умело. Меня поразила надпись на стене, которую оставил ребенок: «Сейчас мы делаем то, что в детстве обещали никогда не делать». Сразу приходит на ум аналогия грехопадения первых людей: как привлекателен запретный плод. Значит, наши дети не защищены от этих мыслей. У них это элемент игры. Вы можете быть очень даже принимающим и всё понимающим родителем, но ваш ребенок каждый день получает свою дозу интоксикации от этих интернетовских свалок. У него в руках гаджет, в ушах наушники. Он не расскажет теперь о том, что происходит: ему это строго-настрого запретили, – это тоже одно из условий для приема на третий уровень интерактивной игры в закрытых группах. А еще запретили не отмечаться в группе на протяжении 48 часов – под страхом изгнания. Знаете, почему? Через 48 часов то, что в человека планомерно и продуманно впихивали, может отойти, как наркоз. Человек станет восприимчив к другой информации, у него может включиться критический разум. Это – методы сект.

Есть еще одна проблема, которая может являться причиной суицидального поведения. Это неумение себя занять. Несколько лет назад одна моя коллега, психолог Екатерина Мурашова из Санкт-Петербурга, провела эксперимент. Подросткам 11-18 лет было предложено в течение восьми часов оставаться в одиночестве, не используя никаких электронных приборов, среди которых радио, телевизор, компьютер, плеер, в общем, всё, что производит электронные сигналы. Всё остальное было в их распоряжении: книги, музыкальные инструменты, игры с животными, одинокие прогулки, приготовление обеда, уборка в комнате и вообще всё, что угодно. После этого участники эксперимента должны были предоставить краткий отчет о том, как они прожили эти восемь часов. Из 68 ребят закончить эксперимент удалось лишь троим (двум мальчикам и одной девочке), остальные прервали его на разных этапах. Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет». У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли. Вывод – дети не могут оставаться с самими собой наедине.


Я достаточно часто слышу от знакомых, родителей, приходящих на консультации, что их дети всё чаще говорят: «Мне скучно». Может ли кто-то из взрослых себе представить, чтобы в их детстве им было скучно? Ребята уже привыкли, что их надо развлекать, придумывать им занятие. Привычка к праздности (а это тоже грех) разрушает личность ребенка.

Исходя из перечисленных причин (далеко не всех), можно сделать вывод, что при внешнем благополучии мы сталкиваемся с проблемами, которые нам совершенно чужды и непонятны. Что же необходимо делать, чтобы уберечь ребенка от последней черты? Находить время на разговор, стать ему настоящим другом. Расставлять четкие приоритеты и ставить посильные задачи. Это особенно касается учебы и оценок. У ребенка должны быть адекватными самооценка и уровень притязаний. Перестать сравнивать его с другими детьми. Родители должны донести до своего ребенка как можно раньше, и, возможно, не раз еще повторить: «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу». Так или иначе, ребенок должен услышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал – родителям гораздо лучше с ним, чем без него. Тогда у подростков не будет страхов и мыслей, что лучше пойти повеситься, чем поговорить с папой и мамой.

Если вдруг ребенок стал часто говорить о том, что ему не хочется жить, его не понимают, он одинок, надо отнестись к этому со всей серьезностью. Если родитель чувствует, что сам не справляется, обратиться за помощью к специалистам. И, конечно же, истинная вера является залогом душевного спокойствия детей. Когда ребенок понимает, что есть Бог, Он всегда рядом, любит его бесконечно, что Он его не оставит ни при каких обстоятельствах и поможет справиться с любыми трудностями, мысли о самоубийстве не придут в его голову.
Наталья Ларина

Почему уходят дети
Комментарий протоиерея Сергия Рыбакова,
председателя Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии

Очень многие дети сейчас находятся в духовном вакууме, более того, этот вакуум распространяется теперь и на душевную область, заполняется неким мраком инфернальных сил. Поэтому, конечно, оставлять ситуацию так, как она есть – значит увеличивать количество совершенно абсурдных, совершенно непонятных с точки зрения логики вещей. Ещё отец Серафим (Роуз) писал, что в эпоху, которую мы сейчас переживаем, лекарство здравого смысла перестает действовать. Здравый смысл совершенно необходимо воспитывать, он есть некий базовый уровень, который был раньше, и которого теперь нет. Сейчас иррациональность состояния окружающей среды, внутреннего мира человека – абсолютна, потому что нет тех твердых нравственных опор, которые были ещё даже в эпоху отца Серафима (Роуза), эпоху реализма. Сейчас этого ничего нет, а если не предложена замена, то начинается этап поглощения человека этой иррациональной, абсурдной реальностью. Как только погружение в нее происходит достаточно глубоко, то мертвая душа начинает искать реальность смерти.

А выход? Выход тут очень простой: для того, чтобы выйти живым и здоровым, нужно бороться с духами тьмы на духовном уровне. Они не побеждаются здравым смыслом, материальными благами. Родители, отвечающие за воспитание ребенка, обязаны в первую очередь озаботиться его духовным состоянием, а этого нет. На следующем этапе они должны заботиться о душевном состоянии ребенка, но этого тоже не происходит.

Но родители, не заботящиеся о духовном и душевном состоянии ребенка – не единственная из причин, приводящих к суициду. Еще одна причина – то, что ребенок сейчас не испытывает радости от учения, от познания нового, а потому замыкается в неких нереальных сферах. Активное же общение в сетях продвигает ребенка в инферно, в ад. Там происходит некое замыкание, коллапс, схлопывание в некую группу, в какую-то совершенно четкую схему. И все мышление в этой схеме деградирует настолько, что они не способны воспринимать действительно новое, неспособны объективно оценивать реальность. Возникает состояние исчерпанности. Вот это состояние исчерпанности, особенно в молодом возрасте, когда должно, по идее, возникать, наоборот, состояние радостного ожидания, взросления, романтизма, может быть, даже какого-то максимализма, и приводит к таким страшным вещам.

 
По теме
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
В новом выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк размышляет о том, каким искушениям подвергается человек, вставая на путь воздержания, и как можно с ними справиться.
В новом цикле программ "Душевная вечеря" ведущие игумен Лука (Степанов) и журналист Елена Фетисова разбирают художественные, литературные, музыкальные и кинематографические произведения искусства,
Молодежный межвузовский отряд «Теограм» приглашает на дискуссию «Толерантность в деле духовном: от истории термина до практики жизни», которая состоится в рамках проекта «Ровесник века» 1 апреля.
В комплексном центре социального обслуживания населения Рязани 25 марта состоялась православная беседа ««Апостол» – шедевр полиграфического искусства», посвященная 460-летию со дня выхода в свет первой печатной книги на Руси.
В очередном выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк предлагает задуматься об одном из самых незаметных, и при этом одном из самых частых наших грехов - об осуждении.
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
Рязанская епархия
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Городской конкурс чтецов - Центральная библиотека 26 марта в Центральной библиотеке имени А.В. Ганзен состоялся городской конкурс чтецов «Сердце семьи», посвященный творчеству Елены Александровны Благининой – русской советской поэтессы, переводчицы и мемуаристки,
Центральная библиотека
Первопечатник Иван Федоров - ЦБ Спасского района 26 марта 2024 года для учащихся 10-11 классов Спасской городской школы сотрудники отдела обслуживания читателей провели интеллектуальную викторину «Первопечатник Иван Федоров».
ЦБ Спасского района