ГОРОД БЕЗ ВОЗРАСТА

История – настоящий кладезь тайн. И даже когда нам кажется, что о каких-то событиях прошлого мы знаем почти всё, в ней остаётся множество «белых пятен». К примеру, что известно рязанцам о настоящем возрасте Рязани?

 

Наиболее осведомлённые скажут, что Рязань основана в 1095 году. Но это лишь общепринятая дата основания города, которая оказалась удобной для всех и потому – стала привычной. Но каждый историк, чьи интересы связаны с Рязанским краем, подтвердит, что она по сей день считается спорной.

 

«ПРОБА ПЕРА» ИЗ 16-го СТОЛЕТИЯ

 

Упоминания о разногласиях относительно, казалось бы, незыблемого факта – года «рождения» Рязани – попадались мне и в узкоспециальных статьях, и на страницах популярных изданий. А после знакомства с археологами, ведущими раскопки на территории Рязанского кремля – там, где и находился город-прародитель современной Рязани – стало понятно, у кого искать ответы.

 

О загадке основания Рязани рассказал Василий СУДАКОВ, заведующий отделом археологии Рязанского кремля, доцент кафедры истории России Рязанского государственного университета.

 

– Василий Васильевич, верно ли, что у историков до сих пор нет единого мнения, когда основана Рязань? И единственное упоминание об этом – даже не летописное, а просто случайная запись в Следованной псалтыри XVI века?

 

– Действительно, неопровержимых данных о дате основания города пока нет. А главная запись об основании Рязани, на которую опираются историки, относится к XVI веку и была обнаружена на страницах так называемой «Следованной псалтыри» (сборник для ведения повседневных церковных служб – Авт.). На чистом обороте страницы одна за другой идут сделанные от руки записи о событиях, мало связанных между собой, и в целом всё это напоминает «пробу пера». Сначала – фраза об основании города, затем – о битве, случившейся гораздо позже, потом – о дате рождения архиепископа и о годе перенесения иконы из Корсуни.

 

Вот эта запись, надолго определившая «возраст» нашего города. «В лета 6603 (1095 год от начала нашей эры – Авт.) заложен бысть град Переяславль Рязаньской около церкви святого Николы Старого. Лета 6725 (1217) … (зачёркнутое слово, неразборчиво) на озере озеро быстрь ... (неразборчиво) сеча. И такова не бывала в Русской земли, и прощи бували великие, исцеление от святого Николы чюдотворца Старого». Далее (другим лицом) записано: «В месяце иулии в 29 числе. В сия день родился святой Николай чюдотворец архиепископ Мирликийских, а принесен честный его образ от Корсуня на Рязань в лето 6733 (1225) году». Внизу страницы снова повторяется первая запись – о заложении города.

 

Почти такой же текст о заложении «града Переяславля» встречается и в «Консисторской записке» второй половины XVII в., найденной в 1837 г. Но, скорее всего, запись эта повторяет сделанную в «Псалтыри».

 

На этом основании мы и считаем, что Переяславль Рязанский был основан в 1095 году. Правда, историкам известна и более поздняя запись о «заложении города», от 1208 года. В «Рязанских достопамятностях» сохранилась выписка из не дошедшего до нас источника: « В лето 6718 (1208) при великом князе рязанском Романе Игоревиче, внуке Глебове, был на Рязани епископ Арсений Первый. Он город Переяславль заложил у озера (Карасева)».

 

Но скорее всего, здесь идёт речь не об основании города. Выражение «заложить град» в русских летописях часто означало факт постройки оборонительных сооружений, поэтому такие сообщения встречаются иногда по несколько раз об одном и том же городе. Например, Кострома была известна и в летописях домонгольской Руси, однако под 1416 г. в летописи говорится: «град Кострома заложен бысть».

 

Как известно, вторая половина XII — начало XIII в. для Рязанского княжества отмечены резким обострением отношений с княжеством Владимиро-Суздальским. Происходит ряд военных столкновений, а в ходе последней войны рязанцев с Всеволодом, в 1207 г., шестеро рязанских князей были арестованы и отправлены во Владимир. По всей видимости, епископ Арсений, стоявший во главе епархии с 1198 г. (вероятно, в отсутствие князей, вплоть до своего ареста, он управлял и княжеством), в 1208 г. «заложил» Переяславль, то есть распорядился о постройке новых оборонительных укреплений. Или можно предположить, что город был сожжён Всеволодом, как ряд других рязанских городов, и отстроен заново.

 

– И после этого Переяславль, ставший новой столицей Рязанского княжества, уже довольно регулярно упоминается в летописях?

 

– Первые летописные упоминания о Переяславле Рязанском, который, как мы знаем, стал называться Рязанью только с 1778 года, относятся к началу XIV столетия. Самая ранняя – от 1300 г., следующая – от 1301 г. И такие упоминания не случайны именно в этот период. После разгрома Старой Рязани татарами в декабре 1237 г. она ещё оставалась некоторое время столицей княжества Рязанского, но восстановить своё былое величие город уже не смог. А продолжающиеся набеги татар на рязанские земли заставляли задуматься о переносе столицы в более безопасное место. И после очередного нападения татар, предположительно, в 1288 г., столица княжества была перенесена в Переяславль Рязанский.

 

ДОКУМЕНТ-НЕВИДИМКА

 

– Получается, что «в тумане прошлого» скрываются именно события XI и XII столетий, на которые и приходился момент основания Рязани. А ведь если город был основан не в 1095, а хотя бы в начале или середине XII столетия, то Рязань оказывается моложе примерно на полвека. И тогда мы могли бы только готовиться отмечать 900-летие города…

 

– Но есть ещё одна «ниточка», которая могла бы вывести на более точные сведения о заложении Переяславля. Ведь главная загадка в этой проблеме – существование ещё одного, до сих пор не найденного, документа. Это «Повесть, как, в каком году заложен град Переяславль-Рязанский, при какой церкви и урочищи». О нём упоминал Степан Дмитриевич Яхонтов, правда, видевший только его название в реестре.

 

Дело в том, что в 1791-92 годах по указу Святейшего Синода на местах были созданы комиссии, которые ездили по церквям, монастырям и просматривали архивы, составляли списки важных документов. Часть их затем была отправлена в Синод. И такая же комиссия работала в Рязани, обследовала церковные архивы. В одном из рапортов о своей деятельности эта комиссия представила реестр грамот и рукописей, найденных в Казанском женском монастыре города Рязани. Под номером 1 в этом списке как раз и значилась «Повесть, как, в каком году заложен град Переяславль-Рязанский, при какой церкви и урочищи».

 

А вот дальнейшая судьба этой «Повести…» неизвестна. Может быть, она где-то и сохранилась. Где-то должен находиться и тот реестр, который видел Яхонтов, но он тоже пока не найден. В одной из своих работ С.Д. Яхонтов предположил, что запись «Следованной псалтыри» взята именно из этого источника.

 

– Где же теперь искать эту «Повесть…» об основании Рязани?

 

– Не исключено, что даже в рязанском архиве. В ГАРО ведь очень много фондов, которые до конца не исследованы, там сотни тысяч дел, и, само собой, далеко не каждое тщательно просматривалось. Вот почему работа в архивах нередко приводит к неожиданным открытиям.

 

А возможно, документ был направлен в Святейший Синод в Санкт-Петербурге и затем попал в Российский Государственный Исторический Архив. Наш музей обращался в РГИА, там есть электронная опись всех дел, но это тоже лишь общие списки. Например, там хранятся «материалы по Рязанской епархии» – может быть, где-то среди них скрывается это свидетельство.

 

Если бы найти эту «Повесть…», она, скорее всего, пролила бы свет на тайну основания города. Но интересен сам факт, что не найден даже реестр, виденный Яхонтовым. Неплохой пример того, как многое остаётся неизвестным в рязанской истории.

 

– А почему запись XVI века говорит о некой «церкви Николы Старого», у которой был заложен Переяславль – значит, церковь там уже была?

 

– Нет, это более поздний ориентир, то есть автор записи говорил уже о реалиях своего времени. Как выяснил А.Л. Монгайт, направив этот текст на анализ в Академию наук СССР, человек, сделавший эту запись, говорил и писал как житель ХVI столетия. Недаром и город он называет «Переяславлем Рязанским» – это более позднее название, используемое примерно c середины ХIV столетия. Ранее город упоминался только как «Переяславль».

 

АРХЕОЛОГИ СОМНЕВАЮТСЯ

 

– Но, как известно, если документы проясняют не всё, на помощь историку приходит археология. Переяславль-Рязанская археологическая экспедиция завершила уже 11-й сезон. Может быть, удалось найти что-то, наводящее на более точное определение возраста Рязани?

 

– Находки экспедиции многое прояснили в наших представлениях о самом городе, его планировке, населении, образе жизни людей. Но что касается возраста Рязани, то однозначного ответа они пока не дают.

 

Например, этим летом работы на Житном раскопе уже местами вышли на «материк» (слой, в котором нет следов жизнедеятельности человека – Авт.). И можно сделать вывод – пока предварительный, потому что подробно изучать найденную керамику будем зимой – что вскрытый в 2014 году слой относится к домонгольскому времени. То есть это, скорее всего, середина XII века. И никаких признаков более ранней жизни города в этой части Кремля нет.

 

– Значит, когда вы детально изучите керамику, вопрос можно будет считать решённым – Переяславль появился в середине XII века?

 

– Нет, мы этого не установим даже после того, как экспедиция завершит работы на данном раскопе. Ведь древнерусские города того времени были обычно небольшими, площадью примерно от 0,5 до 3 гектаров, а площадь «кремлевской» платформы в целом – 26 гектаров. Так что более ранние следы жизни города могут оказаться совсем в другом месте.

 

– Два года назад В. И. Завьялов (руководитель Переяславль-Рязанской экспедиции – Авт.) сказал в интервью, что считает 1095 год слишком ранней датой основания Рязани. Процитирую его слова буквально: «Политика рязанских князей того периода, когда княжество становится самостоятельным, – это возведение целого ряда городов-крепостей по границам Рязанского княжества. В середине XII века появляются такие города, как Пронск, Коломна, Михайлов, Ростиславль Рязанский. Думаю, что именно в это время возникает и Переяславль Рязанский, как одна из крепостей, примерно в середине XII века. И археологический материал, собранный к настоящему времени, этому не противоречит». А какой версии придерживаетесь вы?

 

– Это как раз тот момент, по которому мы с Владимиром Игоревичем расходимся. По моему предположению, здесь вполне могло быть основано укреплённое поселение уже в конце XI века – скорее всего, у слияния Лыбеди и Трубежа. Но оно было небольшим. Я опираюсь на находки второй половины 80-х, когда мы проводили раскопки в другой части Кремля – под дорогой вдоль вала, ближе к улице Рабочих. Там было найдено кладбище, датируемое первой половиной XII века. То есть к этому моменту некое поселение уже здесь было, и люди на некотором расстоянии от него хоронили умерших.

 

При этом вполне вероятно, что в конце XI в. здесь находился ещё не город, а просто укреплённое поселение, своего рода административный и военный центр. А значительно позже стали формироваться посады ремесленников, торговцев, возник город.

 

Мне импонирует точка зрения А. В. Селиванова, который в одной из своих работ писал, что Переяславль вполне мог быть основан в конце XI в. Историк считал, что основателем города, вероятно, был князь Ярослав Святославич, который в это время мог построить в рязанской земле укреплённые поселения, в том числе и этот городок. В самом деле, как мы знаем, Ярослав долго жил у своего дяди Всеволода в другом Переяславле – южном. И возможно, это он перенёс на рязанскую землю такие характерные «южные» названия, как Дунайчик, Трубеж, Лыбедь.

 

Хотелось бы покопать, конечно, не только на Житном раскопе. Может быть, экспедиция продолжит исследования Переяславля Рязанского как раз в начале улицы Рабочих. Не то чтобы это дало ответ на вопрос о дате основания города – мы не ставили себе конкретно такой задачи. Но можно, к примеру, лучше выявить усадебную планировку Переяславля.

 

Кстати, до XVII века существовали оборонительные валы и рвы также в районе церкви Бориса и Глеба. Мало того, в XIX в. там был найден крупный клад – около 200 серебряных гривен, общим весом около 40 кг, что для того времени было огромной суммой. Иначе говоря, некоторые исследователи считают, что вначале город мог быть заложен именно в этом месте, а затем перенесён на территорию современного Рязанского Кремля. Правда, археологические исследования вблизи Борисо-Глебской церкви затруднены. Сейчас на предполагаемом месте того города находится десантное училище, и копать на этой территории было бы сложно.

 

P.S.

 

Перед нами – одна из загадок рязанской истории, на фоне которой меркнут многие другие. Целый город оказался в положении человека, в паспорт которого закралась ошибочная дата рождения. И он об этом догадывается, но не знает, как выяснить свой настоящий возраст…

 

Конечно, тема «дня рождения Рязани» далеко не исчерпана, и многое осталось за рамками нашей беседы. Например, увлекательный экскурс в конец XIX века, когда в Рязани впервые готовились отмечать юбилей – 800-летие города. Замечательно уже то, что главными инициаторами этого события стала маленькая группа учёных и энтузиастов из РУАК (Рязанской учёной архивной комиссии), которые делали всё исключительно на добровольных началах! Но труды этих бескорыстных любителей родной истории, безусловно, заслуживают отдельного рассказа.

 

Ольга Почина

 
По теме
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
В новом выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк размышляет о том, каким искушениям подвергается человек, вставая на путь воздержания, и как можно с ними справиться.
В новом цикле программ "Душевная вечеря" ведущие игумен Лука (Степанов) и журналист Елена Фетисова разбирают художественные, литературные, музыкальные и кинематографические произведения искусства,
Молодежный межвузовский отряд «Теограм» приглашает на дискуссию «Толерантность в деле духовном: от истории термина до практики жизни», которая состоится в рамках проекта «Ровесник века» 1 апреля.
В комплексном центре социального обслуживания населения Рязани 25 марта состоялась православная беседа ««Апостол» – шедевр полиграфического искусства», посвященная 460-летию со дня выхода в свет первой печатной книги на Руси.
В очередном выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк предлагает задуматься об одном из самых незаметных, и при этом одном из самых частых наших грехов - об осуждении.
23 марта в день памяти сорока мучеников Севастийских, Преосвященный епископ Василий совершил Божественную Литургию в Вознесенском Кафедральном соборе г. Касимова.
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Прилепин откроет в Рязанской области центр «Традиция» - Ya62.Ru Культурный центр «Традиция» писателя и политического деятеля Захара Прилепина будет открыт в ближайшее время в Рязанской области, сообщает ТАСС со ссылкой на руководительницу гуманитарных проектов Прилепина Нелли Булатову.
Ya62.Ru