Финансы – под защитой

Финансы – под защитой
Финансы – под защитой
Фото: rv-ryazan.ru
Казначейству России исполняется 25 лет

25 лет назад, 8 декабря 1992  года, Указом Президента РФ было образовано Казначейство России. Что дало стране воссоздание казначейской системы исполнения бюджета? Какую роль играет это учреждение в регионе? Обо всем этом и многом другом  – в интервью с руководителем Управления Федерального казначейства по Рязанской области Юрием Карповым.

Р.В.   – Юрий Борисович, что представляет собой Казначейство России сегодня и что дало стране его возрождение?

Ю.К.   – Сейчас Казначейство России  – это мощная платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований. Оно обеспечивает надежность, устойчивость и прозрачность финансовой системы страны. Его ключевой функцией является кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Но, конечно же, только кассовым обслуживанием бюджетов наш круг задач не ограничивается. Всего Казначейство России выполняет 37 важнейших государственных функций и 167 подфункций.

Среди них стоит отметить управление ликвидностью единого счета федерального бюджета, выдачу бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, казначейское сопровождение средств, выделяемых из федерального бюджета. Казначейство России осуществляет контроль в сфере закупок, выступает оператором многих компонентов системы «Электронный бюджет» в рамках проекта «Открытое правительство», осуществляет операции со средствами Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, разрабатывает, обеспечивает дополнительные поступления в федеральный бюджет за счет размещения свободных остатков средств федерального бюджета на депозитах в кредитных организациях, реализует инновационные проекты по совершенствованию казначейских процедур для более эффективного использования бюджетных средств. Среди новейших уже освоенных функций  – это контрольно-надзорная деятельность, которую осуществляют органы Федерального казначейства после упразднения Росфиннадзора.

Сосредоточив в своих руках все государственные и муниципальные финансы Казначейство России, во-первых, обеспечивает максимальный уровень безопасности этих средств, а во-вторых, благодаря единой централизованной информационной платформе, обладает точными сведениями о состоянии финансов не только на федеральном или региональном уровне, но и на уровне самого удаленного муниципалитета.

Хочу отметить, что Федеральное казначейство научилось активно управлять финансовыми потоками. Так, на федеральном уровне применение совокупности инструментов повышения ликвидности единого счета федерального бюджета позволило Федеральному казначейству в прошлом году обеспечить дополнительное среднедневное привлечение на единый счет средств в размере 988 млрд. рублей. В результате размещения этих средств в современные финансовые инструменты Казначейство России заработало для государства свыше 82 миллиардов рублей. По оценке Международного валютного фонда это лучший результат среди всех казначейств в мире! Эта сумма значительно превышает затраты государства на содержание всей системы Федерального казначейства.

Р.В.   – А сколько учреждений обслуживает непосредственно Управление Федерального казначейства по Рязанской области?

Ю.К.   – Управление обслуживает 2065 организаций всех уровней бюджетов, из них 174  – федерального уровня, 333  – областного уровня, 1451  – муниципального уровня, 21 учреждение государственных внебюджетных фондов, 86 юридических лиц, лицевые счета которым открыты в рамках казначейского сопровождения. Всего Управление ведет 5 414 лицевых счетов своих клиентов.

Р.В.   – Обслуживание такого количества клиентов проводится в электронном виде?

Ю.К.   – Да, управление с 2009  года обеспечило перевод всех клиентов на электронный документооборот с применением электронной подписи. Это существенно повысило производительность труда как у органов Федерального казначейства, так и наших клиентов. Конечно, обмен электронными документами надежно защищен. Сертификаты проверки ключа электронной подписи изготавливаются в ведомственном удостоверяющем центре Казначейства России совершенно бесплатно, тем самым избавляя клиентов от дополнительных расходов. Отмечу, что удостоверяющий центр Казначейства России  – самый крупный в Европе и один из трех крупнейших в мире.

Р.В.  – Вы отметили значительный эффект от управления финансовыми средствами на федеральном уровне, а есть ли какой-либо экономический результат от применения казначейских технологий для нашего региона и муниципальных образований?

Ю.К.   – Безусловно, и вполне осязаемый. Наше управление предоставляет Рязанской области из федерального бюджета бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете областного бюджета c 2014  года. А с 2015  года в экспериментальном порядке такое право предоставлено муниципальным образованиям по отдельному перечню Минфина России. В нашем регионе бюджетный кредит получали бюджеты городов Рязань и Касимов, а также Рязанского и Шиловского муниципальных районов.

Федеральное казначейство предоставляет бюджетные кредиты на срок до 50 календарных дней, а со следующего года до 90 дней, по символической ставке 0,1 процента годовых. Преимущество в виде низкой стоимости заемных средств по сравнению с банковскими кредитами очевидно. Цель предоставления бюджетных кредитов  – оказание поддержки региону и муниципалитетам, а не получение дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Но это еще не все. Управлением предоставляются региону и муниципалитетам самые современные механизмы управления ликвидностью единых счетов бюджетов. Благодаря их применению на единый счет областного бюджета Рязанской области привлекается за год в среднем полтора миллиарда рублей со счетов областных бюджетных и автономных учреждений. По нашим оценкам в совокупности прогнозная экономия областного бюджета на процентных расходах, по сравнению с вариантом займа такой суммы в банковской системе, за последние три года составила свыше 500 млн. рублей. Аналогичный механизм с марта текущего года применяется в отношении счета бюджета Рязанского муниципального района.

Р.В.   – Одной из функций Вы упомянули «казначейское сопровождение», не могли бы пояснить, что же это такое?

Ю.К. – Это одно из новых, но и очень важных и интересных направлений деятельности органов Федерального казначейства, является по своей сути механизмом бюджетного регулирования. Оно означает, что в установленных законодательством случаях юридические лица  – исполнители госконтрактов и получатели субсидии из федерального бюджета, а это, как правило, крупные предприятия и коммерческие организации  – открывают лицевые счета в органах Федерального казначейства. На этих счетах под контролем органов Федерального казначейства проводятся операции со средствами федерального бюджета, предназначенными для поставки товаров, оплаты работ и услуг согласно государственным контрактам. Организации сохраняют возможность распоряжаться перечисленными им суммами, но для дальнейшего движения средств по назначению они должны представить в органы Федерального казначейства подтверждающие документы-основания. Казначейское сопровождение повышает ликвидность единого казначейского счета федерального бюджета, способствует достижению эффективного и целевого использования бюджетных средств.

Р.В.   – Освоили ли органы Федерального казначейства принятые контрольно-надзорные функции, или эта работа находится в стадии становления?

Ю.К.   – В соответствии с Указом Президента России функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций в феврале 2016  года переданы от ликвидируемого Росфиннадзора Федеральному казначейству. Наше Управление исполняет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Руководство страны поручило Федеральному казначейству в условиях сокращения ревизионного аппарата не просто освоить новые полномочия, но и выйти на новое качество в процессе реализации данной функции. И Казначейство России предложило новую модель этой работы, в основе которой риск-ориентированный подход. Одним из элементов этой технологии является обязательное рассмотрение результатов каждой проведенной проверки на контрольной комиссии Управления с приглашением представителей проверяемой стороны. Это обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение результатов контрольных мероприятий. С февраля прошлого года наше Управление уже провело 101 проверку.

Р.В.   – Юрий Борисович, какие задачи стоят перед Казначейством России в будущем?

Ю.К.   – Из наиболее глобальных целей следует отметить уже начавшееся внедрение различных компонентов системы «Электронный бюджет». Это сложный и масштабный проект, нацеленный на перевод бюджетного процесса на новую информационную платформу, обеспечивающую повышение его открытости и доступности. Планируется централизовать в Казначействе России бухгалтерский и бюджетный учет федеральных учреждений, в последующем  – планируется такая централизация и для учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Казначейство России переживает трансформацию от роли кассира к более сложной и амбициозной роли эксперта и аналитика. Руководитель Казначейства России Роман Евгеньевич Артюхин, характеризуя работу ведомства, сказал: «Мы работаем тихо и незаметно. Самое лучшее казначейство  – незаметное». Ведь когда все хорошо  – о нас не вспоминают, но все пенсионеры получают вовремя пенсии, бюджетники  – заработную плату, студенты  – стипендии, оплачиваются государственные и муниципальные заказы. Значит, мы хорошо работаем. Это и есть наша цель.

 
По теме
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Здесь читают, учатся, играют! - ЦБС города Рязани 26 марта в библиотеке-филиале № 14 МБУК «ЦБС г. Рязани» состоялась экскурсия «Здесь читают, учатся,
ЦБС города Рязани