В минувшую среду, 6 декабря, одиннадцатиклассники писали итоговое сочинение, традиция которого началась с 2014 – 2015 учебного года. В этот же день корреспондент газеты встретился с заведующей кафедрой теории и методики социально-гуманитарного образования РИРО, кандидатом педагогических наук Людмилой Лагуновой.
Р.В. – Людмила Викторовна, отличается ли декабрьское сочинение, которое в наше время пишут выпускники школ, от того, что много лет писалось обычно в начале лета и являлось самым первым выпускным экзаменом?
Л.Л. – Отличается, и прежде всего – в плане задач, которые ставятся перед выпускниками. Хотя, конечно, определенная преемственность между ними имеется. Выпускное сочинение было, так сказать, более литературным, школьники выполняли работу, где главное – литературоведческий анализ произведения. Без этого не обходилась и так называемая свободная тема. Декабрьское сочинение носит надпредметный характер. Требуется сформулировать позицию по предлагаемой теме и по возможности подкрепить свое мнение примерами из художественной литературы. Это сочинение должно показать, насколько аргументированно и грамотно обучающийся способен выражать свое мнение, свою гражданскую позицию. Вспомним, ведь общественность всячески выступала за то, чтобы вернуть сочинение в школу, ужаснувшись, что молодые, выходящие в жизнь люди абсолютно беспомощны в словесном выражении своих мыслей и чувств. Но теперь я, например, вполне уверенно могу сказать, что положение несколько выправилось, дети стали выражать свои мысли логичнее, грамотнее. Это проявляется и на ЕГЭ по русскому языку, где составной частью экзаменационной работы является сочинение-рассуждение по какой-либо актуальной проблеме на основе прочитанного текста. Декабрьское же сочинение предлагает поразмышлять, например, над этически-нравственными проблемами.
Р.В. – Что же так подействовало на выпускников?
Л.Л. – Прежде всего, наверное, степень ответственности. Ведь декабрьское сочинение решает вопрос о допуске или недопуске выпускника школы к государственной итоговой аттестации. Правда, «незачет» в декабре можно будет исправить, повторно написав сочинение в феврале или мае 2018 года.
Возвращение к сочинению – сохранение традиций отечественной педагогики. Мы смотрели методические разработки 1872 года, и там говорится, что написание сочинений в школе – это одно из необходимых условий получения качественного образования. Необязательно ждать от такой работы какой-то оригинальности. Прежде всего, сочинение должно показать умение ученика формулировать мысли грамотным русским литературным языком. В дальнейшем планируется все-таки ввести оценку декабрьского сочинения в баллах. «Зачтено» – «не зачтено» – это, по сути, оценки «3» и «2». Поэтому сильные учащиеся не стремятся совершенствоваться. А на подготовку к сочинению выделено три месяца – не так уж мало времени, использовать которое надо с максимальной пользой. Баллы за декабрьское сочинение послужат стимулом писать лучше.
Р.В. – Хотелось бы коснуться и других тем. Вот, например, недавнее нашумевшее выступление российского школьника в немецком парламенте. Одни считают, что не было в нем «ничего такого», вредящего нашей стране, другие – наоборот, и винят в этом не мальчика, а учебник истории, где принижается роль СССР в победе над фашизмом. Насколько учителя литературы довольны своими учебниками? Как нынешнее поколение школьников оценивает Октябрьскую революцию, дальнейшие связанные с нею события, отраженные в литературе?
Л.Л. – В этом году прошел Всероссийский конкурс сочинений, и одним из тематических направлений был как раз Октябрь 1917 года. Если судить по работам рязанских школьников, то они достаточно глубоко и взвешенно оценивают события тех лет, проявляют уважение к отечественной истории. Многое зависит от учителя. Если он сумел заинтересовать конкретным литературным произведением, ребята будут неформально относиться к работе, сопоставлять разные мнения, пытаясь осмыслить, понять теперь уже очень далекое от них прошлое. В противном случае получается так, как иногда бывает при изучении произведений М.А. Шолохова: «надергают», например, из старых статей разных идеологических цитат и сами их понять не могут. Я считаю, что надо идти от источника, от книги.
К учебникам литературы у педагогов есть претензии, и прежде всего та, о которой уже давно говорится: они не согласуются в хронологическом отношении с программой по истории, и это создает определенные неудобства. Например, «пятиклашки», которые понятия не имеют о крепостном праве, никак не могут понять, почему Герасим из тургеневского рассказа пошел на поводу у жестокой барыни: взял бы да и ушел от нее со своей Муму!..
Р.В. – По-прежнему спорят в обществе: читают дети или не читают? Что читать по программе и вне нее? Сетуют, что нет сегодня хорошей детской, подростковой литературы…
Л.Л. – На мой взгляд, современные дети сильно отличаются от своих ровесников, которые жили в 90-е годы, а теперь сами стали родителями. Нынешние дети – более одухотворенные, у них есть свои идеалы, они к чему-то стремятся, и литература должна им в этом помогать. Литература классическая, прежних лет и современная – без нее нельзя. Современная литература входит в вариативную часть обязательной программы. Упомянуто несколько имен, а другие авторы – «по выбору учителя». Согласно принятой в 2016 году Концепции преподавания русского языка и литературы, список литературы для чтения школьников планируется пересматривать раз в три года. Та же Концепция предполагает включать в программу по литературе современных авторов, пишущих о жизни современных детей и подростков…
Р.В. – Говорят, нет у нас такой литературы…
Л.Л . – На самом деле ее много, но она не популярна. Потому что не пропагандируется. И издателям ее не выгодно печатать: она не продается. Не случайно этим летом принята еще одна Концепция – о программе поддержки детского и юношеского чтения.
Средства для этого имеются разные. Есть, например, отличный сайт поддержки семейного чтения – «Читаем дома, читаем вместе». Заинтересованные родители могут зайти на него и почерпнуть много полезного для себя. Множество сейчас существуют квестов, игр, направленных на популяризацию чтения, на повышение мотивации детей и подростков к чтению. Мне кажется, что создание условий для появления у обучающихся интереса к книге является задачей не только учителей русского языка и литературы, но и родителей, педагогов системы дополнительного образования, социума, в котором живут наши дети.
Р.В. – Выходит, мы по-прежнему «литературоцентричны»...
***
Вечером 6 декабря стали известны конкретные темы, над которыми размышляли выпускники в рамках открытых направлений: «Верность и измена», «Отзывчивость и равнодушие», «Смелость и безрассудство», «Цели и средства», «Человек и общество»… Эти размышления – своего рода «Декабрьские тезисы» – найдут, наверное, отражение в жизни нынешних молодых людей.
Татьяна Банникова