Помнится, в начале 2017 года российские интеллектуалы с великим сомнением рассуждали о том, как мы будем отмечать 100-летие русской революции. Казалось, ничего толкового из этого не выйдет. Согласия в обществе по поводу значения и смысла исторической даты нет. Исторические аналогии с современностью опасны. Кто победил, кто побежден тогда – не ясно.
И вот юбилей прошел. Отгремели кинопремьеры. Вышло бесчисленное количество книг. Прошло множество конференций, дискуссий, акций. Оказалось, что есть о чем поговорить и о чем подумать. И то, что консенсус в оценке события не достигнут, даже делает все происходящее более интересным и актуальным.
И Рязань от юбилея в стороне не осталась. Обратимся к событиям только последнего месяца. Региональным отделением партии «Единая Россия» была организована дискуссионная площадка на тему «100-летие Октябрьской революции. Исторические параллели» с участием депутата Государственной Думы А. Красова, историков, представителей музейного сообщества. Разговор получился интересным, прозвучали разные оценки революционных событий. Молодежь поделилась собственными мнениями о революции. Директор Музея обороны и тыла А. Атясова рассказала о Г. Мачтете, чья жизнь тесно связана с рязанской землей. Заместитель директора Рязанского областного художественного музея И. Денисова представила новую экспозицию, связанную со 100-летием революции.
Надо сказать, что выставка «Искусство, рожденное революцией» в художественном музее получилась интересной. Я ее посмотрела. Выставку из запасников музея не стали отделять от основной экспозиции, и в этом есть глубокий смысл. В общем контексте видно, как менялась живопись и скульптура в начале ХХ века, как постепенно нарастало в искусстве звучание революционных нот. В Рязанском музее нет живописи русского авангарда, и потому выставку дополняет мультимедийная программа, посвященная достижениям отечественного авангарда послереволюционных лет. Но зато есть Лентулов, Сарьян, Ларионов, Герасимов, Гончарова, Кончаловский. Их работы предваряли революционные события в стране и революционное искусство. Оно, рожденное революцией, конечно, иное. Но оно – органичная часть нашего культурного достояния и открывает нам происходившее в России разнообразно и ярко, представляя то глубокую индивидуальность каждой из актрис театральной труппы, то алую мощь толпы в архиповском полотне «Октябрь в деревне».
А на первом этаже, в вестибюле музея, – фотовыставка «Архивная фотолетопись 1917 года». Это цифровое воспроизведение фотографий из фондов Государственного архива Рязанской области (ГАРО). Проект предлагает взглянуть на Рязань глазами современников событий – рязанских фотографов. Виды Рязани 1910-1920-х гг. опубликованы в альбоме-каталоге «Рязань в фотографиях XIX – первой трети XX века», изданном РИАМЗ в 2012 году. И это тоже повод задуматься о результатах революции. Как использовались здания в городе после октября 1917 года и как они используются сейчасц.
Музей истории молодежного движения открыл выставку, позволяющую взглянуть на революцию глазами одного человека – Михаила Ивановича Воронкова, известного в Рязани революционного и государственного деятеля. Он оставил дневники, в которых подробно описал происходившее в Рязанской губернии в 1917-1920 годах. Они чудом сохранились и находятся в фондах музея. Несколько лет назад дневники были изданы с подробнейшими комментариями историков. Это своеобразная летопись событий, позволившая создать экспозицию «1917. Революция от первого лица».
Воронков после революции занимался культурной политикой губернии и реорганизацией образования, печатью, хозяйственными вопросами, работал в Сибири, бывал в Москве на партийных и советских съездах. Материалы из личных коллекций А. Никитина и А. Лепешкина стали существенной составляющей выставки. А представленная музею часть экспозиции Желанновского краеведческого музея позволила дополнить выставку «Ленинским залом». Дизайн художника Г. Сазоновой позволил соединить в единое целое, казалось бы, несоединимое, и выставка получилась.
А если учесть, что музей уже организовал и провел ряд интересных встреч и лекций, связанных с исторической датой, и программа эта пока не завершена, то получается, изобретательности музейщиков предела нет. И 100-летие русской революции, о котором продолжают спорить, может стать не только поводом для дискуссий, но и поводом для культурных событий.
Ирина Сизова