Человек, который увидел ангела

Один из самых спорных и титулованных режиссеров советского кинематографа («Золотой лев святого Марка» и более 10 других, не менее значимых наград), ученик Михаила Ромма, сын известного поэта и… скромный житель деревни Мясное Путятинского района – это все о нем, Андрее Арсеньевиче Тарковском (1932–1986), человеке, давшем своей стране и миру «другое» кино. Кино, без преувеличения, великое! С декабря 1986-го, даты его смерти, много воды утекло. Сменился политический окрас страны, сменились времена, люди, стиль жизни. Неизменными остались только его фильмы, злободневные в любые времена…

Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», созданный на основе повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», увидел свет в 1979 году. Зрел он долго. Его сценарий увел литературную канву из жанра научной фантастики в зыбкую, трактуемую каждым по-своему ткань притчи. Как мечты, ткань человеческой души уводит нас из мучительной, серой реальности туда, где мы счастливы. Итак, фильм увидел свет. А «свет» увидел автора фильма. Увидел, взвесил, измерил…

Забитая в тиски официоза, «государственная» публика признала фильм вредным и бессмысленным. Конечно! Не было в нем стройной идеологической линии, основанной на любви к великой родине, не принадлежали герои к единой общности, в страстном порыве строящей великое завтра! Да и богоискательство не одобрялось. Тем не менее, уже были фильмы «Иваново детство» (1962 г.), «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев», 1966 г.), «Солярис» (1972 г.), «Зеркало» (1975 г.)…

Почему я начала со «Сталкера»? Просто для меня этот фильм был первым. В 1981 году, в маленьком клубном зальчике ныне не существующего Дома офицеров шестеро девятиклассников, забредших на сеанс по наводке учителя, увидели странное, шокирующее, малоприятное и малопонятное зрелище… Продукты советского воспитания не смогли переварить его: четверо ушли, но двое – остались. В тот день для меня, оставшейся, начался отсчет параллельного мира, не имеющего отношения к окружающей реальности – мира духовности. Оловянный солдатик системы, истово верящий в коммунистические идеалы, сменил религию. Но оловянный солдатик остался без одной ноги. Это означало одиночество среди сверстников, утаивание реальных мыслей и интересов от взрослых… Я быстро нашла спутников. Это были книги. В том числе «самиздат» и фотокниги, распространявшиеся тайно. Мой Сталкер повел меня по тропе homо cоgitаns - человека мыслящего. Тайна, сопровождающая каждый его фильм и сегодня доступна любому. Только посмотри!

На надгробии Андрея Тарковского на Русском кладбище Сент-Женевьев-де Буа выбито: «Человеку, который увидел ангела». Тайна открыта! – Тот, кто встретился с фильмами Тарковского, увидел ангела. Каждый – своего, ибо невозможно считать человека образом Божьим и требовать от него мыслей и чувств, снятых под копирку с кого бы то ни было. В книге «Сталкер – путь священника» иерей Димитрий Барицкий пишет: «Для многих представителей старшего поколения работы Андрея Тарковского являлись не просто образцами современной классики, они были откровением. «Сталкер» занимал среди них особое место. Он говорил о том, о чем нельзя было сказать прямо, но к чему так страстно желал прикоснуться сердцем и умом человек, ищущий ответы на «проклятые вопросы». … Своим гением Андрей Тарковский наполнил научно-фантастический сюжет подлинно Христианским содержанием».

Так что же объединяет фильмы Тарковского, и что так привлекает внимание к его личности? В вопросе есть ответ – личность! Воспоминания, оставленные коллегами и друзьями Андрея Арсеньевича, говорят о том, что человек он был сложный, перфекционист до мозга костей, работоголик – с одной стороны, нелюдимый созерцатель – с другой. По всем законам природы и социума он отчаянно привлекал к себе людей, любовь и ненависть вращались вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Кто сказал гений?! Гений – категория неземная… Великий талант – да! Но, если каждый из нас отринет лень и боязнь, то найдет в себе Божью искру. Малую или большую. В любом человеке она есть. Такой мастер, как Тарковский был призван высекать из окружающих эту искру. И призванность определила его нелегкую творческую судьбу.

Первый полнометражный фильм – «Иваново детство»: кажется, всё просто – на фоне чудовищной обыденности войны живет ребенок, не узнавший детства. Ребенок, гораздо более сильный духовно, более ответственный, чем иные взрослые. Трагедия его короткой жизни и неизвестной смерти оценивается в конце взрослым человеком. И остается от фильма рвущая душу печаль и много вопросов. К самому себе. Почему я не участвую в благих делах, почему не помогаю в беде ближнему, почему не милосерден по отношению к своим родным?.. Почему, почему, почему… Один раз посмотрев, уже не отвертеться от постоянного жала – совести.

«Страсти по Андрею», казалось бы – совсем другой мотив. Общее – только обыденность происходящего. Да, люди так жили. Да, время было дикое и жестокое, но остается в памяти, как выжженный, неуклюжий персонаж Юрия Никулина, – монах. Он столь же беззащитен, как и мальчик Иван, поглощенный войной, но его величие и бессмертие – вера! Как вера Сталкера, вера Криса из «Соляриса», позволяющая этим людям подняться над обстоятельствами и проявить себя ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Не ползать, не ныть, не предавать, не молить о пощаде – сила веры превыше всего. Она открывает в человеке Божье начало. И тогда жертва во имя ее не кажется глупой и бессмысленной.

Тема жертвы проходит стержнем через «Зеркало», фильм – больше ассоциативный ряд, чем законченный сюжет. И беззащитность героев перед жизненными обстоятельствами тоже скреплена верой. Верой и надеждой. В каждой мелочи, в пристрастной, скрупулезной, медленной отработке деталей, как в фундамент здания заложены вера и надежда. Ни грамма отчаяния! Борение с отчаянием, трясиной бытия, и покаяние – как возможность очищения. Быть может, кто-то увидит в фильмах Тарковского безнадежность? Я их не увидела. Даже в тревожной «Ностальгии», даже в напряженном, как триллер, «Жертвоприношении». Только вера. И бесконечная любовь к дому, семье, родной земле. Ведь герои Тарковского – просто люди. Люди внутри непростых обстоятельств. В этом – сложная притягательность всего творческого наследия мастера. «Я вижу себя, свою боль и надежду» – тайная мысль каждого зрителя, необходимость потрясения и ощущения себя внутри экранной канвы. Я не встречала еще ни одного человека, чей комментарий увиденного был бы: «А я бы спрятался и пересидел!». Не получается «пересидеть». Приходится сопереживать. А что еще требуется душе? Если ничего такого не требуется, ходи на американские комедии! Тот, кто не хочет застыть в величии собственного обывательского благополучия, должен идти и смотреть.

Произведений такой силы в наше время до обидного мало. Ничтожно мало. Тем более ценны проекты, «теребящие» зажиревшее общество. Советский официоз так и не простил Андрею Тарковскому ухода от счастливой простоты соцреализма. Потом настали тяжкие времена. Потом нас «накормили» благополучием… Но, здоровье общества определяется не количеством благосостояния. И пора возвратить «неудобные» фильмы Тарковского, тем более, что духовная среда россиянина «очнулась» от безвременья и набирает силу. И веру!

Ирина ПЕТРОВА

 
По теме
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
В новом выпуске рубрики "Слово Архипастыря" митрополит Рязанский и Михайловский Марк размышляет о том, каким искушениям подвергается человек, вставая на путь воздержания, и как можно с ними справиться.
В новом цикле программ "Душевная вечеря" ведущие игумен Лука (Степанов) и журналист Елена Фетисова разбирают художественные, литературные, музыкальные и кинематографические произведения искусства,
Молодежный межвузовский отряд «Теограм» приглашает на дискуссию «Толерантность в деле духовном: от истории термина до практики жизни», которая состоится в рамках проекта «Ровесник века» 1 апреля.
В комплексном центре социального обслуживания населения Рязани 25 марта состоялась православная беседа ««Апостол» – шедевр полиграфического искусства», посвященная 460-летию со дня выхода в свет первой печатной книги на Руси.
Круглый стол «Реализация Следственным комитетом положений Стратегии национальной безопасности и государственной политики по укреплению духовно-нравственных ценностей,
Рязанская епархия
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Городской конкурс чтецов - Центральная библиотека 26 марта в Центральной библиотеке имени А.В. Ганзен состоялся городской конкурс чтецов «Сердце семьи», посвященный творчеству Елены Александровны Благининой – русской советской поэтессы, переводчицы и мемуаристки,
Центральная библиотека
Первопечатник Иван Федоров - ЦБ Спасского района 26 марта 2024 года для учащихся 10-11 классов Спасской городской школы сотрудники отдела обслуживания читателей провели интеллектуальную викторину «Первопечатник Иван Федоров».
ЦБ Спасского района